Тема агрессии в обществе продолжает оставаться актуальной. Специалисты констатируют, что антисоциальные поступки являются психоэмоциональной реакцией на фрустрацию — ощущение беспомощности и безысходности, вызванные у отдельных людей периодом самоизоляции. Ольга Васильева, врач-психиатр больницы скорой помощи г. Норден (Германия) назвала особенности деструктивного поведения в социуме весной и летом 2020 года

Она считает, что в обычной жизни у агрессии могут быть причины как общие, так и психологические. К общим можно отнести: дискомфорт в обществе, семье, коллективе, социально неблагополучное окружение, изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации, финансовые проблемы, неудачи. Также в жизни случается нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающееся на её безопасности. Срывы в агрессию бывают при необходимости принимать жизненно важные решения в сложных обстоятельствах. К психологическим причинам врач относит низкую самооценку, однообразную эмоциональную и интеллектуальную жизнь, проблемы с выражением эмоций и другие психологические проблемы.

«Внешне это может выражаться через вандализм — агрессию и разрушение материальных объектов, экоцид, или разрушение окружающей среды, агрессию к людям и животным, теракты, — говорит психиатр. — Внутренне человек может разрушать себя через алкоголь, наркотики, другие пагубные привычки (так называемый «медленный суицид») или через суицид».

«Есть мнение, что после самоизоляции усилилось деструктивное поведение у тех, кто ранее его не проявлял, но я с этим не совсем согласна, — утверждает Ольга Васильева. — По опыту моих пациентов и знакомых, а также основываясь на наблюдениях за активностью и самовыражением среднестатистических индивидов в соцсетях, я не заметила каких-либо девиантных нарушений у основной массы людей. Самоизоляция всех застала в разных исходных условиях: кого-то в уютном загородном коттедже при хороших финансовых составляющих, кого-то в тесной хрущевке с крикливым семейством и отсутствием минимальной подушки безопасности в деньгах».

Специалист убеждена, что склонность к деструктивному поведению или его отсутствию уже существовала в каждом отдельном микросоциуме (семье) и до самоизоляции. Самоизоляция могла усугубить проблемы, но не посеять их на ровном месте: «Все наблюдаемые мной спокойные и счастливые семьи отлично пережили карантин. У нестабильных и тревожных пациентов возможно естественно усиление симптомов и проявлений деструктивного поведения, но это происходит у них от любого стрессового воздействия. Необходим, конечно, минимальный уровень комфорта во взаимоотношениях с членами семьи. Если люди друг друга терпеть не могли, а виделись только вечерами 1 час перед сном, то в период карантина возникла катастрофа. Но точно не карантин в этом виноват».

Врач-психиатр рекомендует тем, кто имеет в доме родственника с неадекватным поведением, обращаться к психологу и психиатру: «Других вариантов нет. Хотя степень неадекватности — вопрос очень сложный и спорный. Со случаями резко агрессивного поведения следует обращаться только в полицию».

Ольга Васильева сравнивает ситуацию в России, США и Германии в свете проявления агрессии в обществе: «В период эпидемии количество первичных обращений в психиатрическую службу Германии значительно снизилось, хотя у нас не было жёсткой самоизоляции, да и многие немцы живут в маленьких городках в своих домах с садиками, дистанцирование и так есть. В США посттравматический стрессовый синдром случился в ярко выраженной форме — протесты, погромы, деструктивное поведение, правда, не знаю, насколько жёсткий у них был карантин. Но мне представляется, что это напрямую связано с общей незанятостью некоторых слоев населения при полном финансовом обеспечении, то есть приходится думать, не как заработать, а куда бы выплеснуть скопившуюся энергию».

По мнению эксперта, тема вспышки психических нарушений в период карантина и после него для жителей России преувеличена.

«Во-первых, нет на это времени, надо жить дальше. Во-вторых, культуры обращения к специалисту со своими проблемами пока еще нет, проблемы подавляются и вытесняются бесконечно. В целом, возникновение и массовое проявление посттравматического стрессового синдрома в России считаю небольшой вероятностью», — подчеркнула Ольга Васильева.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова