Рейтинг стран по объему золотовалютных резервов демонстрирует устойчивость экономического положения государств. В значительной степени суверенный кредитный рейтинг страны определяется именно объемом его резервов. Об этом заявил главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев, комментируя последствия для России в падении ее резервов

Впервые за четыре года золотовалютные резервы в мире упали в 2022 году на рекордный один триллион долларов, следует из расчетов РИА Новости на основе данных национальных центробанков. По данным издания, сильнее всего сократила резервы Швейцария, а нарастила – Турция. В свою очередь Россия попала в десятку антилидеров. Что это значит для РФ и как это повлияет на ее экономическое положение?

Экономист, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев сообщил, что рейтинг стран по объему золотовалютных резервов демонстрирует устойчивость экономического положения государств. В значительной степени суверенный кредитный рейтинг страны определяется объемом его резервов. Соответственно, рейтинг влияет на инвестиционную привлекательность страны.

«Но при этом нельзя сказать, что этот показатель играет ключевую роль в судьбе экономики той или иной страны. Например, США никогда не были лидерами по объемам международных резервов, однако это не мешает им оставаться ведущей мировой экономической державой. Поэтому не стоит преувеличивать значение расположения стран в рейтинге золотовалютных резервов с точки зрения экономического роста. Кроме того, показатели часто могут меняться в зависимости от рыночной конъюнктуры и структуры резервов. Например, часть международных резервов России приходится на драгметалл (по состоянию на апрель 2022 года доля золота в международных резервах России составляет 21,5%). Цена на золото меняется, соответственно, сумма резервов тоже. Поэтому помимо объема, важна и структура резервов», – разъяснил Игорь Николаев, добавив, что падение золотовалютных резервов в мире на рекордный один триллион долларов не свидетельствует о вхождении мировой экономически в кризис. С точки зрения перспектив гораздо важное значение имеют инфляционные явления, отметил эксперт.

В свою очередь руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов объяснил сокращение золотовалютных резервов в мире запуском механизма отказа от ведущих западных валют.

«2022 год стал роковым для концепции резервирования в валютах, в которых рекомендует хранить государственные сбережения Международный валютный фонд. Обнаружилось, что такая резервная схема чревата потерей резервов, с чем столкнулась Россия, активы страны были конфискованы. Поэтому играть по старым правилам в условиях, когда других правил нет, мало кого устраивает. Как результат ряд государств начали менять структуру своих резервов. В этом отношении увеличивается интерес к золоту, как к единственному надежному инструменту сбережения активов. Более того несмотря на то, что Федеральная резервная система США повысила ключевую ставку это не сыграло против золота, напротив, укрепило его позиции – цена 1 унции золота сегодня превышает 1 900 долларов. Это еще один опасный сигнал для американской валюты. Но помимо драгметаллов в золотовалютных резервах увеличивается и объем незападных валют. Кроме того, ряд государств ведут переговоры о создании новых резервных и торговых валют. Например, Бразилия и Аргентины создают общую валюту, а Россия и Иран планируют использовать цифровую валюту вместо доллара. Таким образом, механизм отказа от доллара как резервной валюты можно сказать, уже запущен и мы сможем застать время, когда рейтинг резервной валюты по объему и структуре будет выглядеть совершенно иначе, чем сейчас», – добавил Василий Колташов.

По данным Всемирного Совета по Золоту, самой большой страной по запасам золота на протяжении долгих лет является США – резерв оценивается в 8133 тонн. На втором месте Германия с показателем 3355 тонн, а на третьем месте располагается Италия с объемом 2452 тонн. Россия замыкает пятерку лидеров с показателем 2299 тонн.

Элина Рустамова

Автор статьи

Элина Рустамова