10 июня в московском Доме кино состоялся концерт «Волшебные миры Хаяо Миядзаки», на котором прозвучали хиты из таких шедевров анимации великого режиссера, как «Ходячий замок», «Унесенные Призраками», «Мой сосед Тоторо», «Ведьмина служба доставки», «Небесный замок Лапута», «Навсикая из Долины Ветров»

Музыку сочинял для японского сказочника Дзё Хисаиси — создатель «Мирового оркестра мечты». Сюрреалистическая фантасмагория в исполнении симфонического оркестра ASSAI под руководством дирижёра - заслуженного деятеля искусств Сергея Кузнецова на протяжении двух часов уносила слушателей в непостижимые миядзаковские миры.

Любители аниме, или «японских мультиков», как их часто ошибочно именуют, собрались 10 июня в Доме Кино, чтобы воздать хвалу своему гуру — Хаяо Миядзаки. Нередко мэтра жанра именуют «японским Диснеем», что в корне неверно. В отличие от заокеанской «фабрики грез» работы Миядзаки предельно откровенны. Они не надевают на зрителя «розовые очки», и не предлагают традиционного «хэппи энда». Гибрид японского синтоизма, с его обожествлением природы, буддизма пришедшего на японские острова в эпоху средневековья и объявившего, что весь мир лишь страдание и иллюзия, плюс мощнейший заряд гуманистической философии — в этом весь Миядзаки. К этому нужно добавить признанный во всем мире талант художника, сценариста и комбинатора смыслов. Работы Миядзаки при всей их многослойности и порой недетскости, одинаково любимы, как в Стране Восходящего солнца, с ее непостижимым для западного ума миросозерцанием, так и в странах с совершенно иными культурными кодами. Не исключая и Россию, где, как показал московский концерт, «старомодное» аниме по-прежнему находит немало поклонников.

Хотя, преобладающий контингент собравшихся на музыкальный вечер и составляли зрелые, порой даже седобородые люди, да дамочки в вечерних платьях, однако преемственность поколений была очевидна. Если основным признаком классической субкультуры является конфликт поколений, то в случае с аниме любовь к этому жанру как правило прививалась родителями своим детям еще на заре сознательной жизни. Ну или эти взрослые просто сами застряли в детстве. Как бы там ни было, в концертном зале в этот погожий июньский вечер собрались в основном семьями. Причем, в отличие от походов с детьми на диснеевские мультфильмы, анимация Миядзаки требует осмысленного отношения к жизни. Не случайно аниме называют жанром, которому все возрасты покорны. Каждый в нем найдет что-то свое на разных этапах жизни, которая также сложна и противоречива, как и затейливые мозговые иероглифы, которые выписывает на экране великий сказочник и безжалостный правдолюбец Миядзаки.

Подобно публике, собравшейся в зале, такой такая же возрастная какофония царила и в оркестре. Наряду с почтенными матронами и повидавшими жизнь старичками на скрипках, гобоях и кларнетах выдавали анимашные симфонии молодые люди, практически школьники. Царил над всем этим анимашным триумфом энергичный дирижер в строгом смокинге, но порой позволявший себе пошалить как ребенок. Даже под «старомодные» симфонические аккорды «Тоторо» последний заставить публику бурно аплодировать в такт. Причем, в нужные моменты пресекая стихийное бурление масс дирижерской палочкой, и толпа безропотно повиновалась. Музыкальные композиции сопровождались сценами из работ Миядзаки, которые показывались на огромном экране и вызывали в зале самую эмоциональную реакцию – кто-то плакал, другие неудержимо смеялись, третьи продолжали хлопать в ладоши, хотя дирижер уже давно повелел остановиться и водворить в зале тишину. Праздник детства и свободы покорил всех.

Сергей Путилов

Автор статьи

Сергей Путилов