Клинический психолог Валерий Ивановский развеял мифы о техниках медитации

Исследователи НИУ ВШЭ Евгений Осин и Ирина Турилина изучили эффективность медитации. Как выяснили ученые, после занятий медитациями у людей в короткий срок «повысился уровень эмоционального благополучия, способность к концентрации, самомотивации и саморефлексии». 

Клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский рассказал, для чего нужны медитации в психологии, а также развеял мифы о «коуч-медитациях». 

«Медитация как правило ассоциируется с мистикой или имеет налет мистического, восточного флера. Кажется, что медитация — это некое погружение, путешествие в некие миры, в результате которых человек приобретает дополнительные качества. Это не так. Медитация, как утренняя гимнастика, оказывает вполне определенное воздействие на функциональное состояние мозга. Медитации – невероятно полезная и результативная вещь в психологии, показаны абсолютно всем», — рассказывает психолог. 

По словам эксперта, медитация направлена на борьбу с «очагами излишнего возбуждения», успокоение, расслабление и разблокировку эмоциональных зажимов: «Медитация помогает бороться с очагами излишнего возбуждения. Она их успокаивает. Когда происходит успокоение, расслабление мозг входит в тонус, а так как он является средоточием личности, то и мы успокаиваемся, получаем более трезвый, уравновешенный, спокойны взгляд на жизнь. Как говорил величайший советский психолог Сергей Рубинштейн, мы воспринимаем внешнее через внутреннее. Когда огромное количество информации извне встречается с нашими внутренними предрасположенностями или аттитюдами (аттитюд/от англ. attitude/ в психологии — социальная установк. — прим.ред.), порой возникает то, что называется очагами повышенного возбуждения, которые субъективно могут восприниматься как определенная тревожность, фобии, страхи и навязчивые мысли. Поэтому медитация – это, по сути, определенные упражнение, которые воздействуют на функциональную и органическую составляющую нашего мозга для того, чтобы он надлежаще функционировал». 

Валерий Ивановский уверен: необходимо отличать настоящую, терапевтическую медитацию от «коуч-медитации» и визуализаций по привлечению в жизнь желаемого партнера, материальных ценностей, здоровья и благополучия: «Это не медитации, это некие визуализации. Вокруг медитаций очень много лжи и того, что им на самом деле не свойственно. Если говорить с точки зрения науки, то достижение любой цели предполагает предварительное целеполагание. Это даже имеет вполне устоявшийся термин «акцептор результата действия» по Анохину (физиологический аппарат предвидения и оценки результатов действия, — прим. ред.). Предполагается, что прежде чем достичь какой-то цели, мозг на основе предыдущего опыта выстаивает идеальную, результативную модель поведения.

В этой связи, для достижения цели, визуализируя и медитируя, индивид сознательно создает картину своего будущего результата. В этом нет никакой мистики, просто мы осознанно используем базовые механизмы нашей психики, которые позволяют нам достигать той или иной цели. В этом нет ничего волшебного, нет ничего мистического, иррационального. Люди, малознакомые с механизмом медитации приписывают ему метафизические свойства, хотя медитация и визуализация — это вполне научные подходы к осознанной, результативной деятельности человека». 

Исследователи НИУ ВШЭ Евгений Осин и Ирина Турилина утверждают, в ходе эксперимента было установлено, что «по мере погружения в практику увеличивается чувство удовольствия и ценности медитаций, а напряжение и чувство пустоты, наоборот, снижаются». 

Клинический психолог поставил под сомнение данное утверждение: «На мой взгляд, это абсолютно надумано, околофантастические описания. По сути, этими эмоциями (удовольствие, ценность, отсутствие напряжения и чувства пустоты — прим.ред.) сопровождается вообще любая результативная деятельность человека: учится ли он играть на фортепиано или забивать мяч, играть в шахматы, лепить: когда человек добивается результата, он всегда испытывает чувство удовольствия. Выводы исследователей напоминает небольшое лукавство. Конечно, это всё есть, но это не свойственно только медитации, это свойственно любому желанному, результативному человеческому труду». 

Валерий Ивановский уверен, понятие медитации необходимо отделить от всего мистического и воспринимать исключительно с научной точки зрения: «Что медитацию, что визуализацию необходимо отшелушить от мистического флера. Медитировать так же научно как бегать трусцой, поднимать тяжести, заниматься прыжками в длину для повышения общего физического тонуса. Сама по себе медитация и визуализация – это очень здорово, но только если этим занимается человек, который имеет какую-то научную подготовку. А коучи превратили методики терапии в чёрт знает что. Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет», — заключил Валерий Ивановский. 

Медитировать можно по-разному. Одна из самых распространенных форм медитации — дыхательная гимнастика. Абсолютно неважно, какой именно тип медитации вы подберете для себя, главной её задачей является контроль мыслительного потока и психических процессов, осознание причин тревожных настроений, овладевая ими с помощью медитаций вы учитесь управлять своим состояние. 

Анна Шапиленко

Автор статьи

Анна Шапиленко