Политическая обстановка последних 2,5 месяцев привела к закрытию или приостановку деятельности тысяч брендовых магазинов. В числе последних оказались представители как люксовых брендов, так и масс-маркета. В России временно приостановил операции ряд зарубежных домов моды. Основатель бренда Uniqlo Тадаси Янаи сначала сделал обнадеживающее заявление: «Одежда — это жизненная необходимость. Народ России имеет такое же право на жизнь, как и мы». Позднее стало известно, что Uniqlo все-таки приостановил продажи одежды в России на неопределенное время

Отечественные производители одежды и обуви свою деятельность продолжили. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны по-прежнему можно купить вещи некоторых иностранных брендов.

Однако многие из них в период ощутимо повысили цены. В социальной сети один из основателей бренда 12Storeez обратился к подписчикам и объяснил, с чем связана новая ценовая политика

«50 процентов продукции мы производим полностью за рубежом — платежи за такие изделия осуществляются в юанях, евро и долларах. Оставшиеся примерно 50 процентов мы отшиваем в России, но в себестоимости готового изделия сам пошив теперь составляет всего 20 процентов, а оставшиеся 80 — это материалы и фурнитура, закупаемые по новым курсам в других странах в евро и в юанях», — написал лидер компании Иван Хохлов, добавив, что подконтрольный ему бренд ориентируется на устойчивую бизнес-модель.

Все это привело к тому, что россияне стали чаще интересоваться товарами из комиссионных магазинов и секонд-хендов. В отдельных городах число посетителей таких торговых точек выросло почти вдвое. Увеличилось и количество клиентов у мастеров в ателье.

В интервью «Московской газете» швея Мария Шмачкова рассказала, что спрос на ремонт и пошив одежды действительно вырос.

«Не могу сказать, что работать приходится без выходных, но клиентов действительно прибавилось. Наряду с базовыми запросами — подшить брюки, заменить молнию или подогнать платье под размер, появились просьбы сшить по образцу — приносят фотографии, просят изготовить для них нечто подобное, стали чаще приносить одежду с дефектами — пятном или дыркой, с просьбой восстановить внешний вид изделия. Стало больше заказов на пошив штор, скатертей, покрывал», — рассказала собеседница издания. Она также отметила, что кризис, в некотором роде, пошел людям на пользу.

«Я считаю, что пусть таким непростым путем, но мы все-таки начинаем уходить от бесконечного потребления к рациональному. Сейчас то самое время, когда люди, возможно, станут больше ценить простые вещи. Многие забыли о том, что одежду можно реставрировать, а не расставаться с ней при первой же возможности, отправляя кусок синтетического материала гнить в окружающей среде. Еще хочу отметить, что вырос спрос на ткани — у нас за месяц раскупили материал, который больше двух лет ждал своего клиента, это значит, что люди буду шить, будут создавать что-то свое, а не носить одинаковые костюмы из торгового центра», — добавила Мария Шмачкова.

Владелица комиссионного магазина брендовой одежды Александра Борисова выразила уверенность в том, что замена гардеробу из масс-маркета уже есть.

«Это и наши российские недорогие бренды, в том числе небольшие интернет-магазины, которые из одной соцсети сейчас перейдут в другую и продолжат торговать, и азиатские бренды», — говорит Александра. — Совсем другое дело — тяжелый люкс. Заменить Chanel и Gucci невозможно. Дело не только в качестве и стандартах, дело в репутации, в истории, которую за год не сформируешь».

В ее магазине цены на б/у одежду именитых брендов тоже выросли.

«По сравнению с прошлым годом подорожание составило 20–30 процентов. Причин много: это и курс валют, и «закрытое небо». Большую часть одежды мы приобретали в Европе, сейчас есть и проблемы с оплатой, и проблемы с доставкой. Стараемся решать. Что касается обратного потока, да, он тоже вырос. В основном за счет тех, для кого брендовая сумочка была инвестицией. Сейчас самое время продать такие вещи через комиссионку, — отметила собеседница издания. — Есть ли шанс у отечественного производителя? Сказать сложно. Мало найти качественный материл и научиться шить, нужно создать личный бренд, попасть в модные журналы, заявить о себе так, чтобы в этой одежде вышла первая леди».

Яна Соловьева

Автор статьи

Яна Соловьева