В Ливане снова обострилась одна из самых чувствительных тем внутренней политики – вопрос о вооруженных формированиях движения «Хезболла»

Правительство страны официально поручило армии подготовить и реализовать план по разоружению шиитской группировки до конца года. Это решение стало самым серьезным вызовом «Хезболле» со времен окончания гражданской войны в Ливане 1975-1990 гг. Лидер движения Наим Касем заявил, что оружие сдаваться не будет, а попытка насильственного разоружения может привести к катастрофическим последствиям для всей страны.

Исторический контекст

«Хезболла» остается единственной вооруженной группировкой в Ливане, сохранившей собственный арсенал после окончания гражданской войны. В отличие от других группировок, которые разоружились или были интегрированы в состав национальной армии, движение сохранило военную автономию, обосновывая это необходимостью сопротивления «израильской оккупации».

По оценкам, гражданская война 1975-1990 гг. унесла жизни более 100 тысяч человек. В ходе этих событий страна также оказалась в зоне израильской военной операции. В 1982 году Израиль ввел войска на территорию Ливана, и лишь в 2000 году израильские силы полностью покинули страну.

После начала боевых действий в Газе в октябре 2023 года и последующих боев в Ливане в 2023-2024 гг. «Хезболла» понесла потери, включая гибель ее многолетнего лидера Хасана Насраллы. Израильская армия нанесла удар по военной инфраструктуре организации, а в ноябре 2024 года при посредничестве США и Франции было заключено перемирие. На этом фоне внутри Ливана усилилось давление на то, чтобы вооруженная группировка уступила свои функции исключительно армии.

Реакция «Хезболлы»

Действующий генеральный секретарь «Хезболлы» Наим Касем резко осудил решение правительства. Он заявил: «Если мы сдадим оружие, израильская агрессия не прекратится, поэтому мы никогда не согласимся на какой-то график разоружения своих отрядов под сенью оккупации». «Не надо соглашаться на эту ловушку, ради получения финансовой помощи, иначе мы станем их [США] приспешниками», – добавил он.

При этом, он сказал, что движение пока не будет организовывать уличные протесты, оставляя «пространство для диалога», но не исключил массовых акций в будущем.

Позиция властей

Премьер-министр Ливана Наваф Салам охарактеризовал заявления Касема как «завуалированную угрозу гражданской войны» и заявил, что любые угрозы или запугивания такого рода «неприемлемы». 

«Ни одна партия в Ливане не имеет права носить оружие вне рамок ливанского государства», – подчеркнул он. 

Роль Ирана

Тегеран традиционно рассматривает «Хезболлу» как часть так называемой «оси сопротивления». Иран сам находится под давлением после военного столкновения с Израилем и ударов США по его ядерным объектам. Поддержка «Хезболлы» в этом контексте становится для него не только вопросом региональной стратегии, но и символом сохранения влияния в Леванте.

Что дальше

Ситуация в Ливане остаётся крайне хрупкой. С одной стороны, разоружение «Хезболлы» может представляться шагом для предотвращения использования вооружённых группировок в политической борьбе. С другой, насильственное принуждение к этому может привести к возникновению нового внутреннего конфликта в стране.

Никита Сенюшкин

Автор статьи

Никита Сенюшкин