На территории Московской области новые кладбища как правило открываются на равнинах. Для их благоустройства используются низкорослые кустарники и газон, в то время как старые, в большинстве своем, располагаются в лесной зоне

Одним из таких является городское кладбище Шатуры. «Московской газете» стало известно о том, что там и между могилами, и внутри оградок до сих пор произрастают деревья, многих из которых находятся в аварийном состоянии.

В беседе с изданием представители Управления по организации деятельности в сфере погребения и похоронного дела ГУРБ Московской области пояснили, что за состоянием насаждений внутри ограды отвечает лицо, на которого оформлено захоронение.

По данным ГУРБ, лишь в том случае, если речь идет о реальной угрозе жизни и здоровья граждан или их имуществу, к ликвидации сухостоя могут подключиться коммунальные службы.

Юрист Роман Крюков в беседе с журналистом издания «Пятый угол» отметил, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые и отвечают за содержание территории (об этом говорит статья 18 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

«Если дерево находится между оградами, то ответственность понесет администрация кладбища. Она же будет обязана компенсировать ущерб в случае поломки оградки или памятника. Однако и здесь есть исключение: например, когда дерево падает в форсмажорных условиях (во время урагана). При этом речь идет именно об урагане, а не просто о сильном ветре. Для того, чтобы избежать такого исхода, лучше заблаговременно зафиксировать состояние деревьев на фото или видео. Можно также обратиться к администрации кладбища с просьбой провести проверку состояния деревьев. Если же упадет сухое дерево, то ущерб возмещается по статье 1064 ГК РФ», — рассказал собеседник издания.

Что касается деревьев внутри оградки, то их спил, по словам правозащитника, действительно осуществляется силами того, на чье имя составлен договор о захоронении: «Здесь порядок действий следующий: необходимо обратиться в администрацию кладбища и сообщить о намерении срубить дерево. Если причина тому угроза безопасности других могил или посетителей кладбища, то администрация может оказать содействие или же предоставить работников, которые спилят дерево по более доступной цене. В среднем, в Подмосковье спил обходится в 10 тысяч рублей за единицу. Высокая цена объясняется необходимостью работать в сложных условиях. Получив одобрение администрации, можно попробовать самостоятельно спилить сухостой, но, если дерево вдруг рухнет и повредит соседние могилы, оплачивать восстановление придется виновнику».

Что касается установления лица, ответственного за захоронение, то эту информацию также можно узнать в администрации кладбища (при этом нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие родство с умершим или с предыдущим владельцем).

Напомним, в Подмосковье уже начали цифровизацию кладбищ. Ожидается, что электронный учет поможет упорядочить сферу ритуальных услуг в регионе.

Яна Соловьева

Автор статьи

Яна Соловьева