Фото: freepik
5 июля Госдума в третьем чтении приняла законопроект о том, что с 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут объединены в единую структуру – Социальный фонд России. Законодатели отмечают, что эта мера должна убрать дублирование одних и тех же функций у разных ведомств, ускорить рассмотрение назначения различных соцвыплат и облегчить процедуры их получения. Член комитета Госдумы по социальной политике Светлана Бессараб также заметила, что содержание одного внебюджетного фонда вместо двух повлечёт за собой экономию бюджетных средств. И здесь людям, пользующимся различными мерами соцподдержки от государства, важно понять, действительно ли их положение улучшится, или речь идёт в основном о бюджетной экономии
Большинство экспертов сходятся во мнении, что эффективность работы нового ведомства действительно возрастёт. Изменений намечается сразу несколько. Во-первых, будут созданы единый тариф и общая база для всех видов страховых отчислений работодателей. Во-вторых, объединятся клиентские службы ПФР и ФСС, которые смогут решать более широкий круг вопросов, ранее разделённый на два ведомства. В-третьих, и это нововведение можно признать самым важным, на выплаты в случае временной нетрудоспособности или рождения ребёнка смогут претендовать лица, работающие по договорам ГПХ. Спикер Госдумы Вячеслав Володин напомнил, что ранее эта мера соцподдержки была доступна лишь людям с заключёнными трудовыми договорами.
Специалисты отмечают, что пересечение зон ответственности двух фондов до сих пор являлось большой проблемой, приносившей россиянам немало неудобств. Доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета им. О.Е. Кутафина Мария Акатнова напомнила, что, к примеру, для получения единовременной выплаты при рождении ребёнка в Пенсионный фонд необходимо предоставить справку о том, что аналогичную выплату второй родитель не получил из ФСС. Несмотря на переход значительной части документооборота в электронную форму, подобные формальности выглядят явно излишними. Так же ситуация обстоит и с пособием для беременных женщин. Если будущая мать имеет полис соцстрахования, выплата будет назначаться в ФСС, если нет – можно воспользоваться таким же основанием для господдержки, но уже в Пенсионном фонде. В такой ситуации слияние двух организаций является не просто целесообразным, а давно назревшим шагом.
В Минтруде, представляя проект реформы на обсуждение депутатов, также подчёркивали, что новый Социальный фонд может стать первым внебюджетным фондом с публичным управлением. К тому же ПФР не раз возникали вопросы по поводу использования ресурсов. В частности, аудиторы Счётной палаты выявляли множественные ошибки в работе ведомства.
Теперь, помимо объединения баз данных и усовершенствования отчётности, предохранителем от ошибок или возможных злонамеренных действий должен стать наблюдательный совет, которому работа ПФР будет подконтрольна. В совет войдут 7 человек: представители правительства, обеих палат парламента, профсоюзов и работодателей, а также координатор Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и, собственно, председатель нового объединённого фонда. Таким образом, делегаты от двух ветвей власти и общественности смогут проверять деятельность Социального фонда и сигнализировать о выявленных недочётах или нарушениях.
Впрочем, некоторые эксперты всё равно опасаются, что непрозрачность расходования средств сохранится и в едином фонде. Директор по развитию пенсионного бизнеса инвест-группы «Русские фонды» Виталий Плотников пояснил, что статус новой структуры останется прежним – внебюджетный фонд. А в таких организациях отчётность и показатели деятельности традиционно не публикуются в открытом доступе. «Из-за непрозрачности бюджетов таких организаций сложно будет оценить эффективность объединения структур. Общественности недоступны данные о том, сколько человек работает в ФСС и ПФР, сколько у них офисов и какую зарплату получают их сотрудники», — сказал Плотников изданию «360».
Защитит ли от таких рисков наблюдательный совет, станет ясно лишь после некоторого срока реальной работы новой организации. Плотников назвал главной целью объединения двух фондов всё-таки не удобство граждан, а именно оптимизацию бюджетных расходов, уходящих на содержание двух идентичных структур.
Ещё одной опасности реформа пока счастливо избежала. Вице-премьер Татьяна Голикова ранее предлагала включить в состав нового ведомства ещё и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако в конце апреля стало окончательно ясно, что ФОМС остаётся отдельной структурой. В пресс-службе самого ФОМС открыто предупреждали о негативных последствиях слияния этой структуры с двумя другими социальными фондами. В ведомстве отмечали, что такое объединение может лишить фонд ОМС гарантированных собственных источников доходов, которые он получает из отдельных отчислений работодателей, и может привести к перебоям с выполнением социальных обязательств. По всей вероятности, авторы законопроекта эти риски учли и решили не проверять их на практике. Всё-таки система здравоохранения выполняет свои особые функции не только по прямым денежным выплатам гражданам, но и по финансированию медицинских услуг, что требует специальной квалификации и отдельного финансирования.
При этом для работодателей объединение двух фондов несёт определенные последствия. Как подсчитали в Госдуме во время обсуждения законопроекта, около 13% компаний почувствуют на себе рост страховых отчислений, которые они обязаны будут уплачивать в новый фонд за своих сотрудников.
Депутат Госдумы Сардана Авксентьева добавила, что это повышение затронет прежде всего представителей реального сектора экономики. Впрочем, её коллега по парламенту Андрей Исаев, признав, что для некоторых работодателей решение является неприятным, назвал его позитивным для абсолютного большинства остальных граждан. И ещё одна немаловажная новость для тех, кто критиковал работу ПФР в прошлом. Часть его зданий после объединения с ФСС отдадут на другие социальные нужды, например, под медучреждения. При этом сотрудников из-за слияния организаций сокращать пока не собираются, обещая через 1-2 года предоставить им новые направления для работы. А Татьяна Голикова также пообещала, что в любом случае реорганизация не повлияет на стабильность соцвыплат гражданам. Иными словами, хуже точно стать не должно, а возможно проволочек при принятии решений и ошибок с выплатами действительно станет меньше.