Гражданин приобрел GPS-трекер для обеспечения безопасности своей семьи, однако, затем решил продать его за ненадобностью и выставил объявление о продаже

В правоохранительных органах провели проверочную закупку и обвинили продавца по ст.138.1 УК РФ в незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Так, по данной статье за незаконное производство, приобретение или сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 4 лет.

Поскольку подсудимый впервые совершил преступление средней тяжести, признал вину, внес пожертвование в благотворительный фонд в размере 205 тыс. рублей, а также имеет на попечении троих несовершеннолетних детей, суд посчитал возможным прекратить уголовное дело и присудил его фигуранту штраф в размере 50 тыс. рублей. В апелляции это решение было подтверждено. Но в кассационной инстанции посчитали, что уголовное дело в данном случае было прекращать недопустимо, так как преступление было направлено против конституционных прав и свобод, а деятельное раскаянье подсудимого и взнос в фонд этот вред не заглаживают.

В Верховной суде этот подход был опрокинут. ВС в определении подчеркнул, что «уголовный закон не предусматривает ограничений для освобождения лица от уголовной ответственности по указанным основаниям в зависимости от объекта преступления, а вред, причиненный преступлением, может быть возмещен в любой форме, позволяющей компенсировать негативные изменения». 

Решение кассационной инстанции было отменено и сохранено в силе решение по делу суда первой инстанции, прекратившего уголовное преследование.

Таким образом, любые позитивные действия обвиняемого, направленные на заглаживание вреда, включая благотворительность, должны быть оценены судом при решении вопроса о допустимости прекращения уголовного дела.

Екатерина Скосаренко

Автор статьи

Екатерина Скосаренко