31 января 2021 23:17
509
Клинический психолог рассказал о вреде тотального позитива

Фото: Пятый угол | Алёна Черепкова

Общество

В середине января в одном из финансовых изданий (Bloomberg Businessweek) появилась статья с посылом к психологам, коучам прекратить нагнетать излишний позитив. Идея состоит в том, что современное общество, переживающее опасную инфекцию, уже не может держать планку постоянного оптимизма, и выражение keep smile теряет актуальность. Клинический психолог Владимир Федоров прокомментировал эту информацию с точки зрения реалий российского общества

«Тотальный позитив может быть вреден как в физиологическом плане, так и в плане психического здоровья, — сделал первый вывод собеседник «Пятого угла». — Если уж финансовое издание, которое отслеживает тренды рынка и дает самую свежую информацию брокерам, бизнес-аналитикам всего мира, затронуло эту тему, значит, назрело. Может, поэтому число поклонников Тони Роббинса в России существенно сократилось». 

Тема позитивного отношения к жизни, по мнению специалиста, переоценена. Об этом говорят и неоднозначные результаты участия людей в тренингах личностного роста, «прорывных ментальных технологий» и т.д. Они добиваются некоего социального успеха, карьерного, скачка, прибыли в бизнесе, но ненадолго. Или у этих «скачков» есть и обратная сторона – бессонница, депрессия, панические атаки, психосоматические проблемы и даже попытки суицидов.

«Когда человек постоянно в приподнятом настроении, это ненормально – скажет вам любой врач или физиолог. Организм не запрограммирован постоянно выделять эндорфины и дофамин, он нацелен на выживание и хорошее функционирование, чтобы его владелец прожил как можно дольше. Для этого человек должен испытывать в течение дня разные чувства, проходить через разные ситуации. Быть грустным, растерянным, уставшим, нервным, раздраженным также физиологично, как и быть веселым, динамичным и «позитивным». Разные чувства позволяют нам ощущать себя живыми людьми, а не марионетками, которые кто-то дергает за ниточки», — рассказывает В. Федоров. 

Культура «успешного успеха», «достигаторства» в России так и не прижилась – это второй вывод нашего собеседника. «Зайдите в любое государственное или муниципальное учреждение, будь то налоговая инспекция, МФЦ, ЖЭК и другие. Вместо улыбок скорее всего вас встретят подозрительный и оценивающий взгляд, неприветливость, нежелание общаться. Возможно, туда специально отбирают мизантропов, либо люди таковыми становятся. Так что фальшивый позитив нашему обществу не грозит. Другое дело, что в межличностных отношениях я вижу больше искренности и теплоты, чем у людей западного мира. Позитивизм россиян имеет свою историю происхождения, связанный с идеями богатырского братства, православной соборности, советской многонациональности и коллективизма», — говорит клинический психолог.

Специалист отметил, что в некоторых коммерческих структурах действительно, существуют корпоративные правила, где «позитив» лежит в основе модели поведения сотрудников с клиентами и между собой. Чаще это иностранные компании. «Например, там широко используют скрипты диалогов, проводят постоянное обучение, чтобы даже в случае отрицательного решения, клиент остался доволен. Сотрудников мотивируют быть внешне позитивными, ведь это сказывается на заработной плате. И здесь есть ловушка в виде когнитивного диссонанса». 

На взгляд психолога, другой тренд западного «позитива» присутствует в образовании, особенно связанном с темой раннего развития. С четырех- пяти лет дети оказываются вовлеченными в «мельницу достижений», где надо не только заниматься в школах, кружках и секциях, но и побеждать в олимпиадах, конкурсах и т.д. Как это сказывается на неокрепшей детской психике, знают специалисты.

Таким образом, тема, поднятая финансовым изданием, отражает кризис позитивного отношения к жизни. «Брать его за основную установку проявления личности человека в мире нельзя, это уже не работает. Для жизненной эффективности подойдут другие вещи: честность, реалистичные ожидания, вера в себя, развитие в соответствии с природой личности», — завершил клинический психолог.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова