Как сбросить лишний вес, если ни систематические занятия в спортзале, ни диеты не помогают? Специалисты считают, что в этом случае без помощи психолога не обойтись

Клинический психолог, основатель академии психологии Trietta Валерий Ивановский, считает, что прежде всего психологические особенности человека могут стать причиной ожирения. По словам эксперта, практически в 100% случаях появление лишнего веса, за исключением редких примеров генетической предрасположенности, это результат проблем, связанных с психикой, пишет «Московская газета».

«Очень редко возможны какие-то генетические аномалии, приводящие к полноте», — подчёркивает специалист.

Валерий Ивановский пояснил: высшие психические функции человека контролируют все психологические и физиологические процессы. В качестве примера он приводит достаточно распространенную болезнь — язву желудка. Она как правило появляется, если человек долгое время нервничает или испытывает другие сильные переживания.

«Ожирение всегда имеет психологическую или психосоматическую подоплёку, когда психологическое состояние и комплексы человека косвенно влияют на его физиологический функционал, — объясняет клинический психолог. — Думаю, что тут уместно будет вспомнить известную пословицу: «Хорошего человека должно быть много». Обычно так успокаивают себя те, кто имеет проблемы с лишним весом. И это самый серьезный маркер, которые показывает, что лежит в основе этого процесса: человек считает, что он недостаточно хорош».

Все проблемы взрослых — из детства

Возвращаясь к поговорке, что «Хорошего человека должно быть много», клинический психолог вновь обращает внимание на то, что внутри у такого человека скорее всего «прячется» неуверенность в себе. В чём именно она заключается — предстоит выяснить специалисту.

«Вероятно, это какое-то желание восстановить свою самооценку, — продолжает Ивановский. — Всё в жизни человека идёт из детства, особенно если в раннем возрасте ребёнку часто внушали, что он какой-то неправильный, непослушный и не заслуживает любви».

И вот уже став взрослым, как считает клинический психолог, такой человек пытается выйти из ситуации, став больше физически.

«Он подсознательно убеждён, что станет лучше, если будет физически больше, — рассуждает специалист. — Это также означает, что человек недоволен собой нынешним, не принимает себя таким, каков он есть, и пытается за счёт физических изменений достичь тех параметров, которые он считает правильными».

Замкнутый круг комплексов

В беседе с корреспондентом «Московской газеты» Валерий Ивановский заметил, что в интенсивных спортивных тренировках нет ничего плохого. Другое дело, помогут ли они реально сбросить вес?

«Мы же понимаем, что для систематических занятий в спортзале требуется сила воли, а её таким неуверенным в себе людям как раз не хватает, — говорит основатель академии психологии Trietta. — Для того, чтобы заниматься нужно преодолевать себя, становиться лучше. Но, как быть с инстинктом питания?»

Со слов психолога, когда основной инстинкт соединяется с желанием человека каким-то образом исправить свою заниженную самооценку, стать нужным, любимым и полезным, мы получаем вот такую преувеличенную реакцию во всех смыслах: «Увеличивая свой вес, человек обращает на себя больше внимания окружающих, но не такого внимания, которого он бы хотел, что лишь больше укрепляет его в мысли о том, что он неправильный. В итоге получается замкнутый круг психологических комплексов».

Начинать худеть надо с помощью психолога

Описанный выше пример эксперт называет «созданием подушки безопасности».

«Это невидимый барьер, через который для человека в буквальном смысле не проходят какие-то сигналы из вне (прежде всего отрицательные, — прим. Валерий Ивановский). Очевидно, что это психологические причины, — подчёркивает специалист. — Поэтому похудение обязательно нужно начинать после того, как вы проконсультировались с психологом. В противном случае, этот процесс часто обречен на провал».

Зри в корень

Во время беседы с журналистом издания Валерий Ивановский позволил заглянуть за кулисы таких психологических занятий, расписав механику действий лечения. По его словам, в первую очередь, человеку требуется разобраться в себе, увидеть корень проблемы: «Она (проблема) заключается не в том, что у человека лишний вес, а в том, что он не верит себе, не любит себя таким, какой есть, пытаясь стать другим. После этого начинается работа специалиста. Его задача разобраться, почему человек себя не принимает, и в зависимости от этого предлагать пути решения проблемы. Как только будет проведена хорошая психологическая работа, все пойдет, как по маслу. Потому что сформируется адекватное понимание проблем, целей и задач».

Клинический психолог замечает, что люди, которые сталкиваются с проблемой лишнего веса, пытаются решить только внешнюю сторону задачи — исправление своей внешности.

«Но это идет в разрез с их глубинными установками, — объясняет специалист. — А диеты, занятия спортом и другие подобные меры носят достаточно краткосрочный характер и не решают проблему полностью».

Эксперт добавляет, что наш гипотетический герой заедает свои комплексы, полнеет, а потом начинается попытка реадаптации (повторное приспособление строения и функций организма к условиям среды, — прим. ред.).

«Скоро человек начинает оправдывать свои комплексы именно полнотой, уходя от решения изначальной проблемы, — говорит Валерий Ивановский. — Я, кстати, категорически призываю не перегружать процесс питания дополнительными смыслами. А главное — не пытаться искусственно привить детям с раннего возраста какую-либо модель пищевого поведения».

А как же дети?

Психолог дал несколько советов по поводу организации детского питания. Он убеждён, что детский организм в плане еды — это очень пластичная самоорганизующаяся система: «Дети могут сами есть столько, сколько им необходимо, и в нужное время. Если родители кормят ребёнка через силу, считая, что он мало ест, то сам процесс потребления пищи обрастает чрезмерными смыслами и притягивает к себе искусственный интерес. Хотя с самого начала еда несёт в себе другой смысл — смысл обеспечения жизнедеятельности, поэтому не стоит придавать этому чрезмерной социальной важности».

Что будет, если поступить иначе? В таком случае, по мнению психолога, во взрослой жизни употребление пищи может использоваться как попытка уйти от стресса или изменить себя, свои физические параметры.

В одной из публикаций «Московской газеты» Валерий Ивановский рассказывал, почему переедание или, наоборот, отказ от пищи являются распространёнными, но неправильными реакциями на стрессовые ситуации.

«Реакция на стресс в виде «заедания переживаний» или отказа от пищи зависит от типа личности, — подчеркивает специалист. — Если в человеке преобладает самолюбие и ему свойственно винить в своих проблемах кого угодно, кроме себя, он скорее всего из-за стресса начнёт есть больше. Если же человек, наоборот, склонен винить себя в сложившейся ситуации и видеть корень проблемы в своих неверных поступках, он может от переживаний переставать есть. Но ни то, ни другое не поможет решить изначальную проблему».

Ранее Валерий Ивановский подробно рассказал о влиянии компьютерных игр на детскую психику.

Виталий Папилкин

Автор статьи

Виталий Папилкин