10 апреля 2020 17:44
2353
Картины художника Николая Удальцова помогают лечить людей

Фото: Фото Николая Удальцова

Культура

Есть люди, чьи биографии впитывают все нюансы эпохи и чье творчество раскрывается неожиданным образом после испытаний, бурь, противоречий и мировых катаклизмов. Сейчас, когда все мы все переживаем непростое время, есть повод посмотреть на современников, чьи произведения интересны разным поколениям. Член «Союза профессиональных художников», писатель и философ Николай Удальцов вошел в «Книгу рекордов России» как автор 100 картин серии «XX век. Россия! Россия? Россия…». Его судьба показательна и интересна

«В моей жизни произошло все, что могло произойти в жизни советского человека моего поколения, — рассказал изданию художник. — Я родился при сталинском терроре в столице, в том же доме, где потом жили Брежнев, Андропов… Рос во времена хрущевской оттепели в Байконуре, куда меня перевезли родители. Взрослел и учился в Москве, окончил Грековское училище, футбольную школу московского «Торпедо», Военно-инженерную академию, аспирантуру 1-го мединститута и еще чего-то. Тогда же был исключен из компартии за высказывания, несовместимые со званием коммуниста».

В период горбачевской перестройки он поверил в то, что все на свете можно перестроить, и стал активно работать, путешествовать — сначала по стране, а потом и по миру. Начинал как реалист, а потом создал свое направление в живописи под названием «ауро-символизм» (символика души) и производный от него «абстрактный ауро-символизм». Он использует холст и масло, пишет с помощью кистей, специальным образом обработанных — в этом и есть его живописное ноу-хау.

Николай Удальцов решил продвинуть идеи Каземира Малевича и написал свой вариант «Черного квадрата», показав, как из-под него выходят радужные лучи. По его мнению, супрематизм (направление искусства начала XX века) сошел «на нет» после открытия квантовой физики, и важно было показать, каким стал мир за его пределами.

Затем были другие опыты с формами. «Когда-то русская художница Татьяна Яблонская в своей мастерской показала мне картину, на которой все изображенные природные элементы были округлыми. И сказала: «Раньше было направление кубизм, а я создала шаризм…». И он продолжил развивать это направление, но уже в своей технике. Еще были и опыты абстрактных портретов Блока, Маяковского, Северянина, Цветаевой, очень точных психологически. 

Символами души на картинах Удальцова становится природа во всем ее многообразии. Это полотна «Радуга», «Лучи Солнца», «Лунный свет», «Туман». Многие картины сопровождаются поэтичными названиями и философскими комментариями. Например, «Все дороги начинаются с вопросов. Но самый главный вопрос каждой дороги о том, куда она ведет? Дорога, ведущая к Солнцу».

Солнце — универсальный символ, проявляющийся на всех холстах художника. Это всегда концентрат хорошего настроения и счастья. Сам он говорит об этом так: «Я пишу картины, в которых передаю хорошее настроение, желание завтра жить лучше, чем сегодня и книги, в которых пытаюсь рассказать о нашем времени глубже, умнее, интересней, а значит, лучше, чем время само рассказывает о себе».

С годами Удальцов пришел к неожиданному для себя выводу о том, что написать хорошую картину или книгу — это очень простое занятие потому, что именно это занятие интересно. Вообще, тема интереса к жизни, неподдельного любопытства и исследования всех ее сторон сквозит и в живописных, и в литературных произведениях — он является автором нескольких книг. 

Самое удивительное, что полотна художника обладают целительными свойствами. Их открыли медики. Однажды картина Удальцова появилась в квартире главврача одного из медучреждений Москвы, а вскоре его коллеги решили закупить картины для оформления своих помещений. Сейчас работы ауросимволиста украшают офисы четырех медицинских фирм, радуя персонал и пациентов, улучшая их самочувствие.

В завершение очерка приведем слова Николая Удальцова: «Горизонт — это линия, соединяющая нас с будущим. И только от нас самих, от наших возможностей и желаний зависит то, где мы ее проводим каждый раз». 

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова