Расследование по выводу из строя российских газопроводов сильно затянуто. На это могут уйти годы. К такому выводу пришел ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, комментируя заявление бывшего старшего советника главы Пентагона Дугласа Макгрегора о предполагаемой причастности к атаке на «Северный поток» и «Северный поток-2» США и Великобритании

По словам Игоря Юшкова, США были заинтересованы «сжечь мосты» в сотрудничестве России и ЕС, разорвав поставки газа из РФ в Европу.

«Очевидно, что история с выводом из строя «Северного потока–1» «Северного потока –2» могут быть выгодны США, ведь таким способом можно окончательно разорвать энергетическую связь между Россией и Европой. В Вашингтоне наверняка понимают: если вывести из строя «Северный поток» ЕС больше не будет оглядываться на Москву при принятии антироссийских санкций и поставках вооружений Украине. То есть вполне вероятно, что инициаторы диверсии, добивались того, чтобы Евросоюз впредь не допускал мысли о перспективе возвращения к нормальным отношениям с Россией», – считает Игорь Юшков.

По словам эксперта, забавно наблюдать, когда пытаются переложить вину на Россию, говоря о том, что Москва могла сама повредить «Северный поток» с помощью беспилотника.

«Во-первых, есть факты, которые говорят о том, что вертолеты ВМС США вылетали в районы, где позднее были совершены диверсии на газопроводах. Во-вторых, Россия закупает иранские беспилотники, в системе которых были выявлены неполадки. Сомневаюсь, что они смогли бы вылететь на такое расстояние, повредить газопроводы и вернуться назад, оставшись незамеченным. Иранские беспилотники и высокотехнологичная операция – все это не вяжется в одну историю», – сказал Игорь Юшков.

Аналитик напомнил, что Европе предстоит созвать международную комиссию для расследования инцидента на газопроводах: «Вероятно, комиссия будет состоять из Дании, Швеции и в лучше случае Германии. Не исключено, что туда войдут и США. Абсурд заключается в том, что к расследованию могут не допустить Россию, при том, что речь идет о российской собственности – 51% акций «Северного потока–1» принадлежат «Газпрому» и 100% акций «Северного потока–2» числятся также за «Газпромом». Сложно себе представить, что в современных реалиях расследование будет проходить объективно и беспристрастно. В целом, думаю, что процесс будет затянут. На это могут уйти годы».

Юрист Александр Тямчик считает, что в текущей геополитической ситуации России будет проблематично взыскать ущерб за инцидент на газопроводах.

«Исходя из имеющихся данных, взятых, в том числе из открытых источников, речь идет о преднамеренном и умышленном действии по разрушению газотранспортной инфраструктуры РФ. С этой точки зрения можно говорить о совершении террористического акта с участием государства. Какая страна и при каких обстоятельствах совершила диверсию – предстоит выяснить. Что касается ответственности, Россия как главная потерпевшая сторона может обратиться в Международный суд ООН. Также в качестве потерпевших могут выступить европейские государства, ведь в результате масштабного и разрушительного выброса газа экология отдельных европейских стран может сильно пострадать. Порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, может быть в виде репарации (возмещение материального ущерба) и ресторации (восстановление государством правонарушителем прежнего состояния и несение им всех связанных с этим неблагоприятных последствий). Исходя из текущих реалий, России будет проблематично взыскать ущерб», – сказал Александр Тямчик.

По данным сейсмологов Швеции и Дании, в районе газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» были отмечены подводные сотрясения, очень похожие на взрывы мощностью в несколько сотен кг в тротиловом эквиваленте.

Элина Рустамова

Автор статьи

Элина Рустамова