Рекордные значения профицита внешнеторгового баланса РФ в прошлом году не позволили разогнаться инфляции. Однако в 2023 году ситуация изменится, считают эксперты, с которыми пообщался «Пятый угол»

Сегодня Центробанк сообщил, что положительное сальдо внешнеторгового баланса в прошлом году увеличилось на 66% по сравнению с 2021 годом и достигло 282,3 млрд долларов. При этом профицит текущего счета ЦБ по внешнеторговым операциям на конец года составил 227,4 млрд долларов, что почти вдвое больше показателя предыдущего года. Еще в декабре 2022 года первый замглавы Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов называл эти показатели рекордными.

Такое увеличение положительного сальдо торгового баланса стало возможно, по оценкам ЦБ, за счет роста российского экспорта в стоимостном выражении, при общем падении импорта.

«Сила платежного баланса означает, что экспорт значительно превосходит импорт по стоимостным показателям. И это – главная причина того, что рубль укрепился после стремительного падения в начале весны прошлого года. Для экономики России это имело положительный эффект, потому что именно курс рубля не позволил по итогам года разогнаться инфляции, которая составила всего 12% за год, хотя еще весной была почти 20%», — сказал в беседе с журналистом издания доктор экономических наук Игорь Николаев.

Однако в нынешнем году, по мнению эксперта, ситуация сильно изменится, и нам не стоит ждать повторения прошлогоднего рекорда по положительному сальдо внешнеторгового баланса.

Это произойдет, во-первых, потому что в мире уже наблюдается тенденция к снижению цен на нефть и газ – главных продуктов российского экспорта. Во-вторых, потому что в конце прошлого года начали действовать жесткие ограничения на поставки российской нефти по морю, отягощенные установлением ценового потолка в 60 долларов за баррель, кроме того, с 5 февраля вступит в действие эмбарго на продукты нефтепереработки. То есть и в материальном выражении объемы поставок российских энергоресурсов тоже упадут. Наконец, импорт товаров в Россию имеет тенденцию к росту.

«В 2023 году ситуация будет намного хуже. Снизятся экспортные доходы, а это повлияет на доходы бюджета. Не будет такого сильного рубля, а это значит, что инфляция может оказаться выше прогнозного значения в 5,5%», —резюмировал Николаев.

Более оптимистично на ситуацию смотрит доктор экономических наук Иосиф Дискин. По его словам, ситуация в 2023 году, действительно, уже не будет такой, как в году предыдущем из-за падения объемов экспорта энергоресурсов как в материальном, так и в стоимостном выражении. Однако это в некоторой степени будет компенсироваться ослаблением рубля.

«Я думаю, что наши валютные доходы сократятся примерно на 25%. Но нас, прежде всего, волнует рубль, потому что надо финансировать бюджетные расходы, социальные выплаты, пенсии, зарплаты бюджетникам и так далее. Сейчас мы видим, что курсы доллара и евро существенно укрепились по сравнению с основной частью прошлого года, а рубль упал примерно на 25%. Поэтому рублевые доходы сократятся в итоге не сильно – примерно на 10-15%, что не критично, потому что их можно компенсировать из Фонда национального благосостояния, а также путем внутренних заимствований. Поэтому это не скажется на выполнении всех социальных обязательств, а также на финансировании программ развития, прежде всего – инфраструктурных. А инфраструктура – это драйвер экономического роста, потому что это закупки металла и стройматериалов, продукции отечественного машиностроения и рабочие места с довольно большими зарплатами», — пояснил экономист.

Ранее аналитик ФГ «Финам» Андрей Маслов рассказал о перспективах дальнейшего ослабления рубля.

Андрей Мединский

Автор статьи

Андрей Мединский