Индия стремится к обеспечению стабильных цен на энергоносители и надежных поставок, в частности стремится расширить закупки нефти в США. Об этом заявил официальный представитель МИД Индии Рандхир Джайсвал
По словам высокопоставленного дипломата, его страна является крупным импортером нефти и газа. Защита интересов индийского потребителя в условиях нестабильной энергетической ситуации является постоянным приоритетом.
Говоря о сотрудничестве с США, представитель МИД отметил, что индийская сторона «на протяжении многих лет стремились расширить закупки энергии» в этой стране.
В четверг президент США Дональд Трамп заявил, что премьер-министр Индии Нарендра Моди пообещал прекратить покупать нефть у России.
Руководитель «Политической экспертной группы», политтехнолог Константин Калачев рассказал изданию «Пятый угол», что США видят в Индии важного партнера в Индо‑Тихоокеанском регионе, особенно в контексте конкуренции с Китаем, однако президент Дональд Трамп недоволен торговым дисбалансом.
«США и Индия официально называют свои отношения «всеобъемлющим глобальным стратегическим партнерством», основанным на демократии, общих интересах в безопасности и развитии. Вместе с тем, отношения развиваются не без проблем.
Дело не только в том, что Индия покупает российскую нефть. Похоже, что у Моди и Трампа нет «химии» в отношениях», — считает политтехнолог.
Широко разошлась история, когда Трамп якобы предложил Моди выдвинуть главу Белого дома на получение Нобелевской премии мира за то, что тот прекратил боевые действия между Индией и Пакистаном, заметил эксперт. Моди при этом очень удивился и в весьма резких тонах ответил, что Индия разобралась с проблемой сама.
При этом, напомнил Калачев, в феврале 2025 года при встрече Трампа и Моди была запущена инициатива US‑India COMPACT (Catalyzing Opportunities for Military Partnership, Accelerated Commerce & Technology), нацеленная на укрепление сотрудничества в обороне и технологиях. Между США и Индией развивается сотрудничество по оборонной промышленности: совместное производство, закупки, кооперация по технологиям. Среди примеров — проекты по противотанковым ракетам Javelin, бронетехнике, участие США в проектах индийских подлодок.
«США видят в Индии важного партнёра в Индо‑Тихоокеанском регионе, особенно в контексте конкуренции с Китаем, но Трамп недоволен торговым дисбалансом. Общий товарооборот товаров и услуг между странами в 2024 составил около 212,3 млрд долларов, что больше, чем годом ранее. При этом Индия экспортирует в США больше, чем импортирует, то есть, у Нью-Дели имеется избыточный торговый баланс.
Торговые споры продолжаются. Отсюда введение США высоких тарифов на часть индийского экспорта, требования по изменению определенных поставок вследствие санкций против России, в частности энергоносителей. Эти меры создают экономическое напряжение, а Моди не любит давления.
Индия при этом продолжает сохранять стратегическую автономию — баланс между разными великими державами, не вступая в формальные альянсы, стремясь не терять возможностей глубокого сотрудничества с Россией, Ираном и другими странами. Различия во внешнеполитических подходах двух стран очевидны: например, Индия не присоединилась к санкциям против России так, как хотели бы США, что вызывает трения. Нью-Дели пытается не попасть под вторичные санкции, не более. Индия публично выступает за мир и дипломатическое решение конфликтов. При этом, говорить, что Индия полностью на стороне РФ, было бы сильным преувеличением. Индия на своей стороне. И вот это Трампа раздражает. Трамп хочет определенности», — рассказал Константин Калачев.
Политолог, член Российской ассоциации политических консультантов Илья Гращенков назвал заявление Индии о намерении расширить закупки нефти в США логичным шагом в рамках ее долгосрочной стратегии энергетической безопасности и экономического прагматизма. При этом речь не идет об отказе от выгодной схемы работы с российской нефтью. Успешная модель, при которой Индия покупает дисконтную российскую нефть, перерабатывает ее и экспортирует нефтепродукты, остается ключевым фактором экономического роста. Однако для устойчивого развития такая модель не может быть единственной.
«Диверсификация поставщиков — это классический принцип снижения рисков. Полная зависимость от одного источника, каким бы выгодным он ни был сегодня, опасна с учетом возможных геополитических изменений, колебаний цен или логистических сбоев. Наличие альтернативного крупного поставщика, такого как США, служит для Индии страховкой и усиливает ее переговорные позиции со всеми экспортерами, включая Россию.
Кроме того, у этого решения есть и практическое, и стратегическое измерение. С одной стороны, американская легкая нефть сорта WTI отличается от российской Urals и лучше подходит для некоторых современных индийских НПЗ, позволяя оптимизировать ассортимент конечной продукции. С другой стороны, энергетика стала краеугольным камнем стратегического партнерства между Индией и США», — высказал мнение политолог.
По его словам, наращивая закупки нефти и СПГ, Индия углубляет экономические связи с Вашингтоном, что положительно сказывается на сотрудничестве в других сферах — от технологий до безопасности.
«Таким образом, Индия демонстрирует свою «стратегическую автономию», искусно используя конкуренцию на глобальном энергетическом рынке. Она оставляет за собой роль прагматичного игрока, который извлекает выгоду из текущей конъюнктуры с Россией, но параллельно выстраивает надежную и сбалансированную систему энергоснабжения на будущее», — заключил Игорь Гращенков.
Доктор политических наук, профессор, директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев акцентировал внимание на том, что в отношениях Индии с Соединенными Штатами сейчас больше политики, чем экономики. По его мнению, закупки энергоресурсов у США не оказывают существенного влияния на Индию, но с точки зрения политического сближения это очевидно. Ожидается, что торговые барьеры со стороны Вашингтона могут быть ослаблены.
«Прямой границы у США и Индии нет, нефть перевозится морем танкерами, что само собой увеличивает стоимость из-за логистики. Однако правительство Индии обеспокоено введением значительных таможенных пошлин, которые влияют на экономику страны, поэтому понятно его политическое лавирование», — пояснил эксперт.
Очевидно, по его мнению, что давление на Нью-Дели из Белого дома будет нарастать.
«Президент США Трамп заявил, что премьер-министр Нарендра Моди якобы заверил его в том, что перестанет покупать российскую нефть. Это высказывание логично вписывается в концепцию его давления на Индию. Трамп, как известно, вообще хочет «закрыть» БРИКС, рычаги у него для этого, полагаю, имеются. А Индия является одной из трех стран, на которых держится это объединение. Легко представить, в каком непростом, мягко говоря, состоянии Моди. Возможный отказ Индии от закупок российских энергоресурсов ударит по бюджету партнера и будет свидетельствовать о непоследовательной политике индийского руководства. Моди не хочет этого допустить, но при этом он вынужден дрейфовать в сторону США. Сложная ситуация…» — резюмировал Александр Гусев.