На этой неделе в эфире телеканала «Звезда» прошла дискуссия по поводу автоматизации процесса найма на работу. Станет ли это трендом 2021 года и готов ли к этому рынок? На эти вопросы изданию «Пятый угол» ответила специалист одного из консалтинговых агентств Алла Николаенко

По ее мнению, IT и рекрутинг – тема социально острая, вызывающая массу домыслов и разных толкований. При этом стоит отметить, что сама сфера найма в 2020-м получила немало испытаний, достаточно вспомнить массовый переход компаний на удаленный режим работы. Осенью возник дефицит специалистов, готовых работать в условиях постоянной «дистанционки», не все сотрудники выдержали внеофисный формат, поэтому после летнего спада вплоть до ноября шла конкуренция между опытными специалистами и молодежью 24-35 лет с навыками цифровизации. 

«Сейчас все говорят о новой реальности, а HR-сфера, по-моему, уже находится в ней. Действительно, наш рынок оказался чувствителен к теме искусственного интеллекта. Если посмотреть на глобальных игроков HH.ru иSuperJob, то это уже давно цифровые компании с огромными базами данных и использованием машинного обучения на отдельных стадиях отбора кандидатов. По крайней мере мы знаем, что новые методики и технологии предлагаются пользователям-работодателям. Сначала их проводят в тестовом, демо-режиме, затем переводят на коммерческую основу», — рассказывает Алла Николаенко. 

По её словам, популярность приобретают рекрутинговые компьютерные программы.  Например, программа распознавания лиц по типу Data set (каталога), аналогичная маркетинговым. Она на собеседовании определит возраст, статус, стаж, национальную принадлежность и т.д. Если нужно набрать специалистов невысокой квалификации под конкретную задачу, допустим, сто кассиров в торговый центр, то есть смысл использовать такой подход. Но хантинговое агентство, занимающееся отбором суперпрофессионалов в своих областях, будет все-таки опираться на человеческий подход. 

«Хантер — человек, он может ошибаться, сомневаться, признавать ошибки и пересматривать результат. Робот же действует согласно инструкции, которой обучен, и, возможно, при его найме десятки ломоносовых и эйнштейнов останутся без работы. Кстати, очень важна роль того «учителя» робота, который потом займется отбором людей на должности. И это уже вопрос не только IT-профессионализма, но и этики», — заметила специалист.

Однако есть у машинного обучения и свои плюсы. Собеседница «Пятого угла» вспомнила случай из практики: «Одна компания высоких технологий еще в начале 2010-х годов решила вести набор сотрудников по всему миру дистанционно. Для того времени это было еще новым делом. Требовалось набрать порядка 150 человек за один месяц, штатный рекрутер не справлялся с такой задачей. Параллельно на собеседование с кандидатами на топ-должности приглашался профайлер, чьи услуги стоили дорого. Так как владельцы бизнеса также были все время заняты, они провели мозговой штурм среди сотрудников и те создали специальную программу, проводящую собеседования онлайн». 

По словам HR-специалиста, в ту программу как раз был заложен «человеческий фактор». Говорят, что программисты всерьез изучали труды физиогномистов, психологов, ученых. Кандидатам перед камерой предлагали сделать задание, ответить на вопросы, а нейронные сети затем обрабатывали записи и анализировали реакции людей, их жесты, взгляды и т.д. Результат получился приемлемый и устроил владельцев, так как заключения искусственного интеллекта совпали с ожиданиями. Впоследствии данную программу приобрели банки и коммерческие структуры. 

«В роботизации найма на работу есть свои белые пятна. Например, в компанию приходят люди со своими чертами характера, судьбами, историями. Важно, чтобы бизнес не только получал прибыль из навыков сотрудника, но и создавал условия для его личного развития. Также в идеале люди должны хорошо «законнектиться» ради общего успеха. Вот этого пока искусственный интеллект просчитать не может», — заключила эксперт.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова