Фото: pixabay
Председатель фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов прокомментировал инициативу Минфина изменить формулу расчёта налогов на прибыль, исключив из неё фонды оплаты труда работников
Министерство финансов предлагает при начислении налогов на прибыль, большая часть которых уходит в регионы фактического нахождения предприятий, не учитывать сумму зарплат работников, а считать их лишь на основе численности сотрудников и стоимости основных фондов предприятия. Ведомство обосновывает свою инициативу тем, что зарплаты в разных субъектах РФ сильно различаются и, соответственно, в бюджет региона с более низкими зарплатами начисляется меньше налогов, что признано несправедливым. «Там, где производство и рабочие руки, должны оставаться и деньги», — заявил недавно министр финансов Антон Силуанов.
Сергей Миронов признал, что предложение Минфина является шагом в верном направлении, способным немного компенсировать налоговый дисбаланс между Москвой и другими регионами. Но лидер СРЗП уверен, что для полноценного решения проблемы нужно сделать гораздо больше.
«По данным ФНС, в прошлом году 26% того же налога на прибыль, почти триллион рублей, собрала Москва. На втором месте Красноярский край – там собрали чуть больше 100 миллиардов. Разница колоссальная», — обратил внимание парламентарий.
Говоря о необходимых, по его мнению, мерах, Миронов сослался на программу своей партии. В программном документе декларируется необходимость ввести норму, по которой налог на прибыль должен выплачиваться не по месту регистрации предприятия, коим для многих является Москва, а по месту производства товаров и услуг. Это было бы крайне актуально для сырьевых госкорпораций, чьи главные офисы квартируют в Москве и Петербурге, но прибыль черпают отнюдь не из этих мегаполисов. Кроме того, Миронов напомнил об инициативе ввести налоговые льготы для тех фирм, которые переводят свои головные подразделения из столицы в регионы России.
Тема налогового дисбаланса остаётся неисчерпаемой уже на протяжении десятилетий, причём этот вопрос регулярно и активно поднимается оппозиционными партиями в Госдуме. Ещё в 2018 году член комитета ГД по бюджету и налогам, депутат от КПРФ Вера Ганзя констатировала, что в ряде регионов сложилась парадоксальная ситуация – в них добываются или производятся ценнейшие ресурсы и продукция, но доходы от этого уходят в центр, и в итоге Мурманская или Томская области вынуждены наравне с остальными субъектами ждать траншей из федерального бюджета или брать кредиты на покрытие своих расходов. На тот момент официально было лишь 12 регионов-доноров, остальные 73 субъекта РФ находились в той или иной степени зависимости от федерального бюджета. Вера Ганзя заявляла, что на региональном уровне необходимо оставлять 50% всех налоговых поступлений.
Таким образом, вопрос не сводится к одному лишь налогу на прибыль, а касается самых разных видов отчислений. Неоднократно предлагалось перераспределить в пользу региональных бюджетов 40% от НДС. Согласно действующим нормам, вся сумма НДС уходит в федеральный центр. В последний раз с такой инициативой выступили двое представителей «Единой России» в Госдуме в декабре 2020 года. «НДС – это очень удобный налог. Он хорошо считается, хорошо собирается, а те налоги, которые зачисляются в региональные бюджеты сейчас (налоги на прибыль и на доходы физических лиц), хуже считаются, хуже прогнозируются», — отмечал профессор ВШЭ, доктор экономических наук Мстислав Афанасьев.
Эксперты напоминали, что разделение НДС между центром и регионами успешно применяется в Германии, тоже являющейся федерацией, а в России такие правила действовали до 2001 года. Но в то же время в двух десятках субъектов поступления от НДС вообще отрицательные из-за правил о возмещении НДС из госбюджета в некоторых случаях. Такие регионы, если заменить прямые федеральные дотации на 40-процентную долю НДС, станут только беднее.
Приведённый пример с НДС показывает, что с делением налогов на доли стоит обходиться очень аккуратно, чтобы не получить эффект, обратный желаемому. Разумеется, невозможно пойти и на предлагаемые некоторыми бизнесменами радикальные шаги вроде оставление всех налогов, собранных в регионе, на его территории.
Руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова напомнила, что у федерального правительства немало своих исключительных функций, которые нуждаются в финансировании. Кроме того, федеральный бюджет играет важную распределяющую роль, поскольку в противном случае огромные суммы налогов от добычи и продажи нефти и газа оставались бы в нефтегазоносных регионах вроде ХМАО или Татарстана, а субъекты, не обладающие такими ресурсами, оставались бы ни с чем. Но необходимость провести определённые изменения в налоговом распределении эксперт подтвердила.
Более того, одно дело, когда часть налогов идёт в федеральный бюджет и потом возвращается в виде дотаций и субвенций в нуждающиеся регионы, а другое – когда корпорация, зарабатывающая в Сибири или на Севере, зарегистрирована в Москве и платит тот же налог на прибыль в региональный бюджет города Москвы. По данным за 2021 год, одними из крупнейших налогоплательщиков столицы стали Сбербанк и «Мегафон», которые успешно работают по всей стране, но зарегистрированы и платят налоги в Москве. И эта ситуация, как представляется, действительно нуждается в корректировке, которую предлагала СРЗП. Примеров контрастности между Москвой и большей частью остальной России можно привести множество. Пока столичные власти перекладывают бордюры, Счётная палата откровенно констатирует, что российские дороги регионального значения находятся в неудовлетворительном состоянии из-за недофинансирования. И такая ситуация складывается во многих отраслях.
Уже много лет эксперты отмечают, что Москва стала обладателем колоссальных бюджетов не только благодаря бизнес-климату и развитию собственных отраслей экономики, но и из-за своего столичного статуса, позволяющего генерировать доходы, которые в реальности не заработаны внутри мегаполиса. Возможно, смысл ещё и в том, чтобы с помощью поддержания определённого качества жизни сохранять социальную стабильность и лояльность жителей столицы, где сосредоточено почти 15% населения всей России. Какими бы мотивами не объяснялся этот перманентный налоговый дисбаланс, Миронов сам написал, что инициативу о перераспределении налогов СРЗП вносила неоднократно и, судя по всему, безрезультатно. Особых надежд на то, что в этот раз итог окажется иным, нет.