Специалисты усомнились в эффективности траты собираемых средств на капремонт

В конце 2012 года был принят закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. За эти годы реализация программы капремонта вызывала множество споров. 

В интервью изданию «Пятый угол» эксперты рассказали, с какими проблемами пришлось столкнуться за все время действия закона, и, в частности, в 2020 году – в связи с пандемией коронавируса.

По оценке исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, помимо положительного эффекта, выразившегося в начавшихся плановых системных ремонтах домов, в сфере капитального ремонта довольно много проблем. Одна из них – отсутствие серьезного обследования зданий, и, как следствие, полноценных сведений о состоянии домов. Другая проблема – в большинстве регионов в «общем котле» капремонта суммы получаются ниже необходимых для реализации программы. 

«Получается, что денег на то, что запланировали, действительно нет, и поэтому одни регионы сдвигают работы на более поздние сроки (через 10-20 лет), надеясь, что деньги откуда-то найдутся, в других регионах идут по пути более дешевых работ, а самые дорогостоящие тоже отодвинуты на более поздний срок. Это тоже «дефект» формирования этих программ и отсутствие средств. Сейчас идет работа по возвращению финансовой устойчивости фонда капремонта, но если взнос меньше, чем нужно, а из бюджета это не финансируется, то это задача, которая не имеет решения», — рассказывает эксперт. 

Кроме того, некоторые регионы, по словам Разворотневой, переносят часть работ на более поздний срок, из-за чего на счете накапливаются средства, которые «лежат мертвым грузом». В то же время в стране немного регионов, которые выполняют программу в полном объеме. 

«Сейчас даже в национальный план выхода из кризиса внесено предложение дать регионам возможность менять сроки проведения капремонта без согласия собственников – ковид, были проблемы с поставщиками и с материалами, и выполнять некоторые работы было нельзя. Это, на мой взгляд, не очень хорошая история. Тем более, людей от взносов никто не освобождал», — пояснила Светлана Разворотнева.

И еще одна проблема, которую отметила эксперт – не везде качество ремонта является удовлетворительным: «Много нареканий: приходят неквалифицированные работники несмотря на то, что организована такая система: сначала производится отбор квалифицированных поставщиков, потом среди них распределяются заказы. Но в некоторых регионах, особенно дальних, просто нет подрядчиков, они не приходят».

«Конечно, нужно эту систему в первую очередь менять, нужно переходить на комплексные, эффективные капремонты. Давать возможность получать людям деньги напрямую, минуя всех посредников», — уверена Светлана Разворотнева.

Директор АНО «Организация народного контроля» Наталья Чернышева в комментарии изданию рассказала о недовольстве жителей тем, как проводится капремонт. По ее словам, несмотря на то что существует возможность открывать спецсчет для своего конкретного дома, на практике это реализуется очень редко.

«Вместо этого у нас «общий котел», куда стекаются все средства и потом распределяются совершенно произвольно, по желанию Фонда капремонта. В этом процессе мнение районных управляющих компаний, которые могли бы сказать, какие дома больше нуждаются в капремонте, учитывается достаточно редко. Не учитывается и мнение жителей по поводу того, какие именно работы необходимо провести в доме», — отметила Наталья Чернышева.

Также Чернышева упомянула проблему сроков ремонта: дома, которые остро нуждаются в проведении работ, ставят в графике на более отдаленные сроки, а те, которые находятся в приемлемом состоянии – на ближайшие годы. 

Отвечая на вопрос, что можно изменить для улучшения работы сферы капитального ремонта, Наталья Чернышева заметила, что прежде всего нужно учитывать мнение жителей и управляющих компаний: 

«Я считаю, что у всех домов должны быть спецсчета, чтобы деньги, которые жители собирают, расходовались только на их дома. И чтобы в распределении капремонта по годам участвовали именно местные «Жилищники», управляющие компании, потому что они больше владеют информацией, какие дома больше нуждаются в ремонте. Чтобы смотрели на мнение жителей. И чтобы работы проводились качественно, чтобы подписи жителей не подделывались, потому что часто бывают такие истории, когда подписи жителей вызывают сомнения: как бы работы выполнены качественно, а на самом деле нет. Или жителей уговаривают: ну вы нам подпишите, а иначе не выплатят денег, жители сердобольные подписывают, а потом ничего не доделывают, ничего не получают». 

По мнению общественницы, необходима ответственность и тех, кто «распределяет дома по годам», и тех, кто производит работы.

Глава муниципального округа «Тверской» Яков Якубович рассказал о задержке выполнения работ по капремонту, вызванной антиковидными ограничениями. По словам Якубовича, документ, разрешающий возобновить ремонтные работы после весеннего моратория, появился в середине июля. Однако для возобновления работ необходимо закупить материалы и нанять работников, отправленных в отпуск (при этом многие из них – представители мигрантов). Как объяснил Якубович, именно поэтому активные работы были запущены только осенью. Такое положение дел стало причиной неприятной ситуации, в которой оказались и подрядчики по капремонту, и управляющие компании, и жители:

«Многие из подрядчиков были вынуждены переносить работы на следующий год и столкнулись с неприятностями, связанными с этим. По Жилищному кодексу для того, чтобы работы переносились на другой срок, необходимо провести общее собрание собственников, и 2/3 голосов утвердить этот перенос. Процедура формальная, она может происходить и без собрания, но закон этого требует. В противном случае на подрядчиков накладываются большие штрафы. Ситуация накаляется, доверие у людей и к подрядчикам, и к фонду падает. Вследствие этого сама система капремонта дискредитируется», — говорит Яков Якубович.

Политик обозначил основные проблемы в сфере капремонта. Одна из них заключается в том, что не регламентирована существующая в реальности практика частичного приема работ по капремонту. К примеру, бывает, что большинство работ выполнено, а замену центрального отопления жители хотят провести в апреле, когда закончится отопительный сезон. В результате у подрядчика возникает т.н. «кассовый разрыв» из-за того, что не существует частичного приема работ и частичной оплаты.

Затронул Якубович и тему реставрации ветхого жилья. «Есть дома, построенные еще в XIX веке, но они не признаны объектами культурного наследия, и к ним не могут быть применены т.н. реставрационные расценки, которые увеличивают стоимость работ. К сожалению, это не решается на городском уровне, потому что есть постановление Москвы, которое определяет предельные расценки, а они не позволяют делать те работы, которые требуются ветхим домам: восстановление фасада, и восстановление лепнины в подъездах. Жители, конечно, возражают против того, чтобы эти старинные конструкции были заменены на современные. Кроме того, есть ряд домов не кирпичного, а блочного или панельного исполнения. Панельные все чаще подпадают под снос, а вот блочные довольно прочные. Там ремонт фасада заключается в замене швов и все это закрашивается. Такое исполнение работ лишь временно приводит в порядок фасады. Буквально через два года фасады снова превращаются в то, что было».

Ранее «Московская газета» писала о том, что у жителей района Гольяново капитальный ремонт домов вызвал недоумение. 

Подобную реакцию испытали и жители района Лефортово: в одном из домов отремонтировали крышу при помощи полиэтилена и швабры.

 

Дмитрий Маркин

Автор статьи

Дмитрий Маркин