Фото: ©Shutterstock/Fotodom
Россия поставила в Пакистан через особую экономическую зону Ирана «Серахс» первую партию сжиженного нефтяного газа в размере 100 тыс. тонн. По словам председателя совета директоров ОЭЗ Мохаммад Реза Берахманда, в настоящее время начались консультации между Ираном и Россией для заключения нового контракта на транспортировку второй партии российского сжиженного нефтяного газа в Пакистан
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отметил, что, несмотря на невозможность резко нарастить поставки российских энергоресурсов в Пакистан, страна является перспективным партнером для России.
«Москва фактически недавно начала развивать экономическое сотрудничество с Исламабадом, поэтому объемы поставок сырья из России пока довольно скромные, но это направление имеет перспективу. Понятно, что Пакистан не сможет заменить РФ, например, европейских потребителей по объему потребления российских энергетических продуктов, поскольку у Пакистана ограниченные ресурсы. Однако в перспективе по мере роста численности населения и благосостояния граждан в стране начнет расти потребление энергоресурсов, что, соответственно, приведет к постепенному увеличению импорта не только российской нефти и сжиженного нефтяного газа, но и СПГ. Но это не быстрая история. Что касается того, является ли Пакистан надежным партнером, то пока нет реальных поводов для сомнений. В стране довольно давно идет борьба между элитами, ориентированными на сотрудничество с американцами и китайцами. Но это не мешает прозападным группам сотрудничать с Россией», — сказал Станислав Митрахович.
Эксперт по энергетике Борис Марцинкевич рассказал о проблемах в энергетическом сотрудничестве между Россией и Пакистаном.
«Россия заинтересована в наращивании и укреплении сотрудничества в области энергетики. Однако на практике мы видим, что российско-пакистанские связи не интенсивно развиваются. Так, например, строительство магистрального газопровода «Пакистанский поток» (ранее проект имел название «Север — Юг», – прим. авт.) долгие годы «буксует». Соглашение о строительстве было подписано еще в 2015 году и за эти годы были согласованы все основные вопросы, однако движения в этом направлении не наблюдается до сих пор. Возможно, проблема в экономическом кризисе в Пакистане», – говорит Борис Марцинкевич.
По словам эксперта, Пакистан является одной из самых больших по численности населения стран мира – здесь живут порядка 240 млн человек.
«С одной стороны, это большой и перспективный рынок. Но проблема в низкой покупательской способности населения, связанное с частой сменой правительства и высоким уровнем внешнего долга. Тем не менее, это не мешает стране активно развивать энергетические проекты совместно с Китаем. Например, при содействии КНР в Пакистане построено уже несколько АЭС. Участие России на этой площадке пойдет только нам на пользу. Например, РФ может нарастить энергетическое сотрудничество с Пакистаном, присоединившись к газовому проекту ТАПИ, который пока тоже находится на стадии строительства. Кроме того, в 2016 году главой Узбекистана был инициирован «Проект века» – строительство железной дороге «Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар». Россия так же могла бы присоединиться к этому проекту, благодаря которому можно сократить путь поставок из РФ до Пакистана. Однако российское правительство в ожидании создания инклюзивного правительства в Афганистане, и возможно поэтому не спешит присоединяться к этим проектам», — заключил Борис Марцинкевич.