Фото: "Пятый угол"
Пока рано говорить о том, что среднесрочное ослабление курса юаня завершилось, даже несмотря на усилия властей КНР по стабилизации курса национальной валюты. Для частных инвесторов, имеющих на руках юани, за последний год были доступны только депозиты под скромный процент и юаневые облигации российских компаний. При этом доходность от них не перекрывала волатильность юаня против доллара США, рассказал аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин
Насколько сейчас выгодно вкладываться в юань? Особенно учитывая, что он начал расти по отношению не только к рублю, но и к доллару.
«Если исходить из того, что российский рубль будет продолжать слабеть в среднесрочной перспективе (ближайший год), то стоит держать в качестве защитного актива средства в иностранной валюте. Китайский юань в наличной форме в России распространен не так широко, как доллары США и евро, но зато его можно легко купить на Московской бирже. Китайская валюта в конце августа торговалась в районе 7,28 юаня за доллар США – это более слабый курс, чем то, что мы видели весной этого года – район 6,9 юаня за доллар. Считать юани очень привлекательными сложно, однако такие инструменты позволяют минимизировать страновые риски. Поэтому общий объем депозитных вкладов российских граждан в юанях в последние месяцы довольно стабилен не превышает 1% от общего объема средств граждан в банках РФ. Что касается торговых оборотов по юаню на Московской бирже, то за август они стали рекордными с начала этого года – около 244 млн контрактов – это примерно на 25% больше, чем было в июле. Основной спрос на юань идет со стороны российского бизнеса, который был вынужден обратиться к Китаю, чтобы закрыть те возможности, которые ранее предлагал Запад», — отметил Александр Потавин.
«Учитывая, что рубль сейчас существенно перепродан, а ставки по рублёвым депозитам высоки, при покупке юаня с целью сбережения есть значительный риск, что доходность таких вложений окажется отрицательной в случае, если рубль частично восстановится на фоне роста нефтяных цен и ужесточения политики Центробанком. Хотя в долгосрочной перспективе юань в качестве способа снижения валютных рисков представляется интересным», — поделился своим мнением с изданием Артём Шахурин, эксперт ИК «ИВА Партнерс».
Аналитики отмечают, что юань нельзя назвать в полном смысле конвертируемой валютой.
«Вложения в валюты всегда несут в себе повышенные риски. Если инвестор готов взять на себя такой риск, то он должен использовать диверсификацию. Инвестиции в китайскую валюту могут быть использованы для долгосрочных операций, нацеленных на сохранение стабильности сбережений. Но юань не в полной мере конвертируемая валюта, поэтому он не может быть использован в каких-либо других операциях, кроме инвестиций. Инвестору, который вкладывает средства в юани, придется время от времени конвертировать их в рубли, что может привести к некоторым рискам», — рассказал Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.
При этом, удельный вес юаня в российско-китайской торговле неуклонно растет.
«Рост альтернативного доллару китайского юаня обусловлен производственной активностью и смягчением требований к обязательным валютным резервам банков. Увеличение внешнеторговых операций в юанях также снижает влияние доллара. Инвестирование средств в любую валюту выгодно и позволяет получать процентный доход. Сегодня банками расширены виды вкладов и облигаций в юанях, растет торговый оборот Россия-Китай. Однако, приоритетность вложений определяется условиями и курсом валюты, зависящим от баланса спроса и предложения. Важно сформировать в собственной стране стабильно развивающуюся экономику, инвестируя и в национальную валюту», — отметила Наталья Рубан-Лазарева, профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ.
Пока говорить об устойчивом усилении китайской валюты к доллару не приходится.
«Слабые показатели по счету капитала, неопределенность в отношении счета текущих операций на фоне слабости зарубежных рынков, а также рост процентных ставок в США привели к закономерному ослаблению юаня по отношению к доллару. На фоне этих событий Народный Банк Китая сократил на 2% норматив валютных резервов, что позволит высвободить на рынок дополнительный объем валюты, увеличив таким образом ее предложение и ослабив обменный курс иностранной валюты по отношению к юаню. В среднесрочной перспективе при сохранении мягкой монетарной политики в Китае на фоне дефляционных рисков и жесткой ДКП в США, доллар сохраняет перспективы укрепления к юаню в этом году с перспективами выхода за уровень сопротивления в 7 юаней за доллар. Что касается валютной пары юань-рубль, на фоне роста оборота российско-китайской торговли и увеличения доли юаня во взаимных торговых расчетах можно заметить позитивный тренд постепенного роста обменного курса юаня по отношению к рублю, который, вероятнее всего, сохранится в долгосрочной перспективе», — отметила в беседе с изданием Нинель Сенюк, доцент департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
По отношению к юаню эксперты советуют воздерживаться от излишних эмоций.
«Я аккуратно отношусь к вложениям в юань. Принятые меры ЦБ Китая могут иметь краткосрочный эффект и на фоне так называемых «торговых войн» между Китаем и США у Поднебесной может возникнуть желание немного девальвировать свою валюту для сохранения конкурентоспособности на западных рынках китайских товаров и сохранения товарооборота. Поэтому, наверное, лучшая рекомендация на сегодняшний день — это валютно-нейтральная диверсификация, где нет явного предпочтения какой-то конкретной валюте, а есть портфель из нескольких валют. А глобально во времена повышенной инфляции лучше вкладывать средства в твердые ликвидные активы, а не хранить их в валюте, если это не имеет прямого экономического назначения», — отметил в беседе с изданием Михаил Холин, инфлюэнсер клуба выпускников Факультета бизнеса «КАПИТАНЫ» РЭУ им. Г.В.Плеханова.
Накануне стало известно, что китайский юань вырос до трехнедельного максимума против доллара на фоне новых мер центрального банка Китая, направленных на поддержание национальной валюты.