Фото: "Пятый угол"
Цены в сегменте (FMCG - fast moving consumer goods – товары повседневного спроса) на фоне текущей экономической обстановки меняется, равно как и спрос
По мнению экспертов, по поводу товаров повседневного спроса давать серьезные прогнозы сегодня сложно — слишком много неопределенностей.
«Апокалиптические сценарии «подогреваются» объективными факторами, теперь уже финансовый пузыри «раздулись» не только на Западе. Рост цен на энергоносители могут спровоцировать включение печатного станка, и свеженапечатанные доллары и евро приведут к экспорту инфляции во все страны мира», — считает профессор Сергей Митрофанов.
Аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова объясняет, что рост себестоимости отражается на всех участниках рынка – это процесс, взаимозависимый. «Производители, у которых дорожает производство, продают товар по более высоким ценам поставщикам или перекупщикам, те – ритейлу. Когда к уравнению присоединяется сокращение реальных доходов, возможность перекладывать издержки вниз по цепочке сокращается из-за того, что покупатели начинают экономить», — пояснила эксперт, добавив, что ситуация может нормализоваться только в условиях прекращения снижения реальных доходов населения.
В «дефиците потребления» играют важную роль и слом логистических цепочек, уверен Митрофанов. По его словам, крупные суда, которые попали под санкции, заменяют мелкие, но по времени их разгрузка занимает по не меньше, чем крупные. Все это приводит к задержке товарооборота, и ситуация усложняется.
Тем временем, стоимость повседневных товаров в ритейле продолжает расти. Продавец придомового магазина «Волна» в Приморском крае Ольга рассказала, что ценники приходится менять часто, что люди по-прежнему не покупают продуктов больше чем на тысячу рублей «за раз», но при этом, количество покупаемого на эту сумму сокращается:
«Мы видим, как растут цены от поставщиков. Раньше покупатели на тысячу уходили с пакетом продуктов, теперь иногда покупки в руках умещаются. Что можно купить на тысячу? Хлеб, молоко, чай, крупу, масло сливочное и растительное, пачку печенья к чаю? На сыр-колбасу средств уже не остается. Лично мы с коллегами, работая в продуктовом ритейле, фактически выживаем за счет своей работы, так как можем брать продукты из своего магазина «в долг, под зарплату». Потом большую часть зарплаты возвращаем в кассу, вот так и живем в долг – но зато мои дети сыты».
Некоторые производители и магазины еще пытаются депминговать, но бесконечно этот процесс длиться не может. Крупный бизнес, которому всегда «проще выжить», уже сейчас скупает «мелкую розницу». Впереди, по мнению экспертов, вполне возможно консолидирование отрасли.