В связи с сохраняющейся угрозой коронавирусной инфекции в общественном пространстве ведутся споры о пользе и вреде прививок. Среди противников вакцинации от коронавируса, в том числе, встречаются люди, не имеющие достаточных знаний и медицинской квалификации, но убежденные в своей правоте. Психотерапевт Вероника Добрунина рассказала изданию «Пятый угол» о существовании эффекта Даннинга-Крюгера, который был открыт в конце XX века

Суть состоит в обратном понимании знаменитого сократовского утверждения «Я знаю, что ничего не знаю». Иначе говоря, чем больше человек знает, тем очевиднее для него, что знания его скудны, а картина мира неполна. Оказывается, этот закон работает и наоборот: чем меньше человек знает, тем увереннее он в своих знаниях, потому что не способен сам оценить свой уровень в силу некомпетентности. Феномен был зафиксирован в 1999 году в университете Корнелл (США). 

Социальные психологи ссылались на высказывание Чарльза Дарвина относительно того, что уверенность присуща невеждам. По словам собеседницы издания, они заметили парадокс: квалифицированные специалисты, которые достигли значительных успехов, часто страдают сомнениями и нерешительностью, а малокомпетентные люди бывают очень решительны. Для проверки Даннинг и его аспирант Крюгер придумали несколько когнитивных экспериментов, и для участия пригласили 100 студентов-психологов. Результаты были опубликованы в изданиях по социальной психологии. 

«Студентам предложили выполнить несложные задания по грамматике, логике и другим общедоступным наукам, а затем оценить свои результаты, — рассказывает В. Добрунина. —Примечательно, что те студенты, которые не преуспели в ответах, часто себя переоценивали и считали безупречно подготовленными. Те же студенты, кто выполнил задания с лучшими результатами, занижали свои знания. Таковых была примерно одна треть от общего числа испытуемых».

Ученые выдвинули гипотезу, что для низкоквалифицированных людей в любом виде деятельности характерны определенные черты. Во-первых, они склонны себя переоценивать. Во-вторых, они не могут адекватно оценить реально высокую компетентность других людей. В-третьих, они не всегда способны осознавать степень своей некомпетентности. 

«Но также исследователи пришли и к важному выводу: все небезнадежно! После объяснения и работы над ошибками у некоторых «всезнаек» возникает способность понять свой прежний уровень суждений. И это происходит даже в том случае, если их истинная компетентность не становится выше», — уточнила психотерапевт. 

Авторы гипотезы создали также наглядный график в кривых, где показали, что после «пика глупости», когда человек ощущает полную уверенность в правоту своих суждений, наступает провал – так называемое «дно некомпетентности». Далее, в случае признания ошибки, человек поэтапно проходит три стадии восхождения: «долину отчаяния» с осознанием заблуждений и чувством стыда, «склон просветления», когда он старается использовать свои знания по-новому и, наконец, «плато стабильности», когда осознает, что профессиональный опыт ценнее поверхностных знаний.

Вероника Добрунина убеждена, что сейчас, когда в Интернете можно найти любую информацию, пациенты врачей ведут себя весьма самоуверенно и настаивают на обнаруженном ими диагнозе или схеме лечения. 

«Именно этот эффект наблюдаем уже почти год: столько так называемых вирусологов и иммунологов развелось сейчас в социальных сетях. Многие стремятся высказаться по любому аспекту новой инфекции без тени сомнения в собственной непогрешимой правоте. Есть даже «специалисты», которые прослушивают все лекции и комментарии врачей на YouTubе, и «вещают» уже, ссылаясь на их мнения, но делая при этом собственные выводы. Можно сказать, что люди застревают на «пике глупости» до тех пор, пока не получат острые критические комментарии». 

Специалист предупредила, что всем стоит включать в себе критическое мышление, осознанно относиться к высказываниям и мнениям даже профессиональных врачей, представляющих разные школы: «Чтобы не попасть в «иллюзию компетентности» при высказываниях в Сети или на приеме у врача лучше признавать свою ограниченность и говорить лишь «от себя».

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова