Число трудоспособных граждан России, которые официально не работают, не зарегистрированы в качестве ИП, самозанятых или безработных может достигать по разным подсчетам от 15 до 20 млн человек. И это примерно пятая часть всего трудоспособного населения страны. По мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, если бы эти люди легализовали свои доходы, страна получала бы довольно существенные средства в виде налогов

Напомним, в 2017 году в России появился статус самозанятного. Это лица, которые своей деятельностью обеспечивает себе доходы. Чаще всего это люди, которые оказывают какие-то услуги (няни, сиделки, репетиторы, граждане, занимающиеся мелким бытовым ремонтом и так далее). Государство предложило таким людям легализовать свои доходы (если они не выше 2,4 млн рублей в год) и платить налог в 4%, если услуги оказываются физлицам, и 6% — если юрлицам.

«Но, когда этим людям было предложено выйти из тени под льготный процент налога, ничего подобного не произошло – легализовалось лишь несколько сотен тысяч человек, даже не миллион. Они работают в тени, не потому что их давят налоги (как часто они же и утверждают), а потому что это такая психология. Если даже им предложить платить только рубль налога, они все равно не легализуются. Их логика такая: мол, я сам купил инструмент, сам себя обеспечил работой, почему я должен платить государству?» — сказал Беляев изданию «Пятый угол».

При этом, он напомнил, что те же самые люди охотно пользуются социальными выплатами государства и другими льготами, а при достижении пенсионного возраста будут рассчитывать на социальную пенсию. Иными словами, они попросту игнорируют факт того, что все социальное обеспечение, да и вообще функционирование всего государства обеспечивается именно за счет налогов, в том числе и тех, что платят граждане.

«Чтобы проиллюстрировать значимость сумм, которые государство теоретически недополучает в этих случаях, можно проделать простое арифметическое вычисление. Допустим, средний доход самозанятого 100 тыс. рублей в месяц, это, к слову, вдвое ниже максимального дохода для таких лиц. Если при этом самозанятый оказывает услуги только физлицам, он должен будет платить ежемесячно 4% от 100 тысяч, то есть налог в 4 тыс. рублей (48 тыс. в год). Таким образом, 15 миллионов «теневиков» могли бы приносить в бюджет ежегодно 720 млрд рублей. Если же предположить, что все эти люди официально трудоустроены и работодатель отчисляет за них НДФЛ в 13%, то общая сумма налога будет 2,3 трлн в год. Естественно, этот подсчет умозрительный. Ведь среди 15 млн трудоспособных, но не «работающих» людей, есть, например, домохозяйки, которые и не должны ничего платить государству», — добавил экономист.

Ранее издание «Пульс дня» подсчитало, что за один день экономика РФ зарабатывает 502 млрд рублей. Вот еще одна цифра для сравнения – разовая индексация пенсий и соцвыплат в России 1 июля потребовала, как писало издание «iView», расходов бюджета в 509 млрд рублей.

По мнению экономиста Беляева, в этих условиях государству ничего не остается как усиливать наказание за занятие теневой деятельностью: «Речь идет не о единичных случаях, а о 15 млн человек. Раз методы уговоров, льготного налогообложения не работают, значит надо не только идти по пути благодушного увещевания, но и применять также другой инструмент – рестриктивно-репрессивные меры».

Кандидат экономических наук Константин Селянин придерживается иной точки зрения. В разговоре с журналистом издания «Пятый угол» он вспомнил труды американского экономиста Ирвинга Фишера, который утверждал, что граждане платят государству двумя способами – налогами и голосами на выборах.

«Люди готовы платить налоги, когда они видят, что они к ним возвращаются в виде общественных благ, а голоса на выборах они отдают за тех, кто эти общественные блага умеет организовать. Нужно поставить во главу угла человека, налогоплательщика. Нужно понять, что не государство собирает налоги и человек ему чем-то обязан, а все с точностью до наоборот: человек платит государству голосами на выборах и налогами», — пояснил эксперт.

По его словам, во многих странах Запада собираемость налогов гораздо выше, чем в России именно потому, что люди понимают на что будут потрачены их деньги и какие общественные блага они получают, отчисляя весьма высокие проценты со своих доходов.

В России же мало того, что хромает качество общественных благ (медицина, образование, госуслуги и проч.), так еще и нет доверия к самому государству, которое в любой момент может изменить правила игры, в том числе и в вопросах налогообложения.

Андрей Мединский

Автор статьи

Андрей Мединский