Фото: "Пятый угол"
Рост просроченной задолженности может обернуться для российских банков ужесточением монетарной политики со стороны Банка России, в том числе, резким снижением лимита кредитования, считает экономист Егор Клопенко
Выдачи потребительских кредитов в РФ заметно выросли по сравнению с показателями 2022 года, что свидетельствует о возвращении кредитования к докризисным показателям. При этом в первом квартале доля кредитов, перегруженных долгами заемщиков, сократилась почти до 29%. Но 11 банков не смогли выполнить новые требования – их ссуды закредитованным заемщикам превысили лимиты ЦБ.
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев, комментируя ситуацию на кредитном рынке, заявил, что рынок потребкредита далек от здоровой ситуации.
«С одной стороны, рост выдачи потребкредитов – хорошая тенденция, поскольку это позволяет зарабатывать банкам и положительно влияет на экономический рост. Но рост потребительской активности – половина успеха. Не менее важно, насколько качественно заемщики обслуживают свои кредиты. Часто бывает, что люди берут кредиты из-за нехватки доходов и не могут выполнить финансовые обязательства перед банками. Поэтому рост объема кредитования можно расценивать как положительную тенденцию, но при условии снижения доли просроченных кредитов. Только при такой ситуации можно констатировать здоровую ситуацию в экономике», — считает Игорь Николаев.
По мнению экономиста Егора Клопенко, на российском кредитном рынке сейчас сложная ситуация.
«Реальное экономическое состояние страны и доходы населения по многим причинам падают. При этом люди чувствуют себя чуть более уверенней, чем в 2022 году, когда горизонт планирования у многих сильно сузился. Но снижение платежеспособности населения и появившийся горизонт планирования привели к тому, что люди начали часто брать кредиты. Это, действительно, нездоровая ситуация. Кроме того, не совсем корректно сравнивать текущие экономические показатели с 2022 годом, когда в обществе практически в течение всего года наблюдалось тревожное состояние, и экономические показатели шли вниз. На фоне этого банки плохо кредитовали население и бизнес, поскольку не понимали, что их ждет в будущем и не могли оценить риски. Конечно, если сравнивать 2023 год с периодом коллапса и парализованного рынка, то можно вывести более благоприятные цифры, но на деле это ничего не меняет», — сказал Егор Клопенко.
Экономист отметил, что потребительские кредиты чаще всего берут граждане на решение первоочередных нужд.
«Рост выдачи потребкредитов зачастую происходит, когда экономика и покупательская способность населения проседают, а инфляция делает жизнь россиян дороже. Поэтому свои экономические проблемы люди вынуждены решать с помощью кредитов, за счет чего оживляется кредитный рынок. Такая ситуация может привести к кредитному кризису. Кроме того, рост просроченной задолженности может обернуться для российских банков ужесточением монетарной политики со стороны ЦБ РФ, в том числе, резким снижением лимита кредитования. В таком случае банки рискуют понести серьезные потери», — заключил Егор Клопенко.