Фото: "Пятый угол"
Китай намерен укреплять сотрудничество с Россией в области энергетики, несмотря на санкции
Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора исследовательского отдела Института национальной стратегии при Университете Цинхуа (Пекин), эксперта аналитического института «Тайхэ» Цянь Фэна. По его словам, российско-китайскому сотрудничеству в этой сфере не смогут помешать попытки Запада установить предельные цены на российскую нефть.
При этом Китай одновременно активно развивает альтернативные источники энергии за счет строительства в пустыне Тэнгэр солнечных и ветроэлектростанций. К примеру, недавно сообщалось о начале возведения электростанции на солнечных батареях, которая будет вырабатывать 5,78 млрд кВт в год, что эквивалентно экономии 1,92 млн тонн угля.
Издание «Пятый угол» поинтересовалось у экспертов, как может повлиять развитие альтернативной энергетики в Китае на взаимоотношения с нашей страной, являющейся для КНР крупнейшим поставщиком энергоресурсов.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев пояснил, что несмотря на то, что об укреплении российско-китайского энергетического сотрудничества заявило не официальное лицо, а, по сути, эксперт, его слова вполне можно расценивать как заявление китайских властей, потому что «в Китае подобные вещи без согласования не произносятся».
Беляев уверен, что развитие альтернативных источников энергии в Китае никак не скажется на отношениях РФ с этой страной в области энергетики.
«ВВП Китая растет ежегодно примерно на 5% — это колоссальный рост. Даже один процент от ВВП КНР – это огромное потребление энергоресурсов. Поэтому китайцы и стремятся получить энергию из всех возможных и доступных источников. А пока такое положение дел сохраняется, они будут охотно покупать наши энергоресурсы, тем более что никакие альтернативные источники энергии их заменить не смогут», — сказал Беляев.
ВВП Китая в прошлом году составил почти 17 трлн долларов, а доля КНР в мировой экономике превысила 18%. При этом Всемирный банк изначально прогнозировал рост ВВП КНР в 2022 году на 5,1%, но снизил свой прогноз до 4,3%. В 2023 году ВВП Китая может вырасти на 5,2%. Иными словами, ежегодно экономика этой страны дает рост в почти триллион долларов.
Для сравнения, ВВП США в прошлом году составил более 22 трлн долларов. При этом американская экономика, хотя и является первой в мире, показывает далеко не такие впечатляющие темпы роста – ежегодно ВВП страны увеличивается в пределах примерно 2%.
В свою очередь кандидат экономических наук Константин Селянин напомнил, что Китай всегда ведет максимально независимую и прагматичную политику. Это касается и энергетики.
По его словам, именно поэтому китайцы активно вошли в африканские страны и уже начали там добычу полезных ископаемых. То же самое можно сказать и о развитии альтернативной энергетики в самом Китае. Кроме того, Селянин напомнил, что китайцы предоставили «Газпрому» кредит для строительства газопровода «Сила Сибири», а теперь возвращают не только кредитные средства, но и получают российский газ по приемлемой цене.
«Все это примеры политики энергетической безопасности, которую ведет и продолжит вести Китай. Эта политика сводится к двум векторам. Первый – это развитие собственной добычи и производства. Второй – хорошо диверсифицированный импорт энергоресурсов из разных стран», — резюмировал эксперт.
Ранее издание «Пульс дня» писало о том, что сдерживает Китай от наращивания высокотехнологичного экспорта в Россию.