Западные издания пишут о возможном ответе России на ужесточение санкций и не исключают, что Москва примет решение прекратить в Европу поставки стратегического сырья. Вероятность такого развития событий и потенциального влияния на экономику РФ оценил кандидат экономических наук Михаил Беляев

Поставки из России ряда материалов имеют критическое значение для нескольких отраслей ведущих европейских стран. В качестве примера приводятся уран, титан и никель. Европейцы опасаются, что если Москва перекроет этот канал, то под риском обрушения окажутся мировые рынки и привычные цепочки поставок. Западные компании рискуют не выдержать конкуренцию. В последние годы Европа пытается заменить стратегические материалы из России, но их доля до сих пор очень высока. 

«Пока это уровень словесной перепалки. Политики упражняются в сфере построения диалогов между собой, а коммерсанты продолжают действовать — торговать тем, что приносит им выгоду и необходимо их странам для укрепления безопасности и обороноспособности. Это относится и к США, и к России. Именно этим объясняется наша торговля с ЕС и Америкой — продаем то, что у нас есть, а они покупают то, что им надо. Включая критически важные материалы.

США не исключают введения против России стопроцентных пошлин, но при этом дают «50 дней». Трампу кажется, что так он давит на Москву и Киев, чтобы они достигли за это время мирное соглашение. Так что впереди еще пятьдесят дней ожидания и какого-то развития событий, поэтому говорить об ответных мерах России пока преждевременно. Но уже звучавшие заявления о возможности прекращения стратегических поставок могут в какой-то мере «отрезвить» Запад или смягчить его риторику и действия по вопросу применения дальнобойного вооружения. 

Надо сказать, что все критичные материалы потребляются очень ограниченным кругом стран. Это не нефть, которую можно продавать куда угодно. А вот уран можно только странам, где есть атомная энергетика. Другие если и купят, то только с целью перепродажи, а это еще когда случится, так как время уйдет на заключение контрактов, согласование маршрутов и прочее. 

Торговля названными ресурсами не занимает во внешнеторговом балансе России большого объема и для нашей экономики прекращение этих поставок не станет заметным или страшным событием. Но если спуститься на уровень микроэкономики, то мы понимаем, что остановятся или перестанут работать в полную силу предприятия, которые перерабатывают материалы. То же самое относится к карьерам и рудникам, а это все немалые деньги, и за этим стоят люди, работающие и получающие заработную плату. Такие процессы могут коснуться сразу нескольких регионов, где задействованы предприятия соответствующих отраслей», — констатировал Михаил Беляев.

В прошлом году Россия экспортировала в Евросоюз урана на 700 млн евро. Старому Свету он необходим для работы ядерных реакторов, которые производят почти четверть всей электроэнергии Европы. По тому же маршруту отправился титан на 214,8 млн евро. Его больше всего закупала Франция. От российского никеля больше всего зависят в процентном отношении экономики Финляндии и Эстонии. 

В сентябре прошлого года на совещании президента с правительством речь впервые зашла о возможных ограничениях в поставках стратегического сырья за границу. Владимир Путин обратился по этому вопросу к премьер-министру Михаилу Мишустину. 

«У меня к вам просьба, вы посмотрите, пожалуйста, по некоторым видам товаров, которые мы в большом количестве поставляем на мировой рынок, — к нам ограничивают поставки ряда товаров, но, может быть, нам тоже подумать об определенных ограничениях. Уран, титан, никель. Себе во вред только ничего не нужно делать», — сказал тогда глава государства.