В последнее время РПП (расстройство пищевого поведения) обсуждают на женских форумах и в глянцевых журналах, в соцсетях и на научных медицинских конференциях. Диетолог и психолог Светлана Косарева рассказала изданию «Пятый угол» о том, в чем коварство РПП и как можно распознать его на ранних стадиях

По словам специалиста, расстройство пищевого поведения – целый комплекс заболеваний психосоматической этиологии, связанный с нарушением приема и процесса переваривания пищи. 

«Анорексия, булимия, утрата аппетита, психогенная рвота, поедание чего-то несъедобного – вот далеко не полный список нарушений, свидетельствующий о серьезных проблемах в психике человека. К нему можно добавить и требование принимать пищу из определенной посуды и в определенной последовательности», — уточняет собеседница издания.

Диетолог убеждена, что на появление пищевых нарушений влияют три фактора: биологический, социальный и психологический. К биологическому относится общее состояние организма, особенности нервной системы, наследственность, генетика и т.д. В группу социальных факторов входит навязчивая пропаганда идеальных параметров тела в масс-медиа, киноиндустрии и социальных сетях. Образ стройного, молодого, подтянутого и спортивного тела становится предметом фетишизации. Нередко из-за него возникают ситуации школьного буллинга, фэтшейминга (осуждения полных людей в обществе). По причине неприятия естественных форм тела происходят травмы в общении с противоположным полом и семейные конфликты. 

Светлана Косарева как клинический психолог делает акцент на психологическом факторе в работе с клиентом, страдающим расстройством пищевого поведения: «Именно с психогенным фактором мы можем наиболее эффективно работать. Вот лишь пара примеров, которые помогут понять, на что специалисту обратить внимание. В одном случае девушка 23-х лет стремится похудеть, чтобы понравиться окружающим и только потом самой себе – у нее низкая самооценка, неприятие своего тела. В другом случае 34-летняя девушка настроена заниматься похудением до победного конца, чтобы на поверхности тела не осталось ни грамма лишнего жира – это уже перфекционизм».

Далее эксперт вспоминает другие случаи с более завуалированной симптоматикой: «Иногда у людей может быть неумение распознать свои эмоции, когда трудно докопаться до причин, почему плохо. Еда дает при этом иллюзию «наполнения», удовлетворенности. Также может выдвигаться на первый план тревожность и желание контролировать хоть что-то. Так бывает, когда в сознании человека отпечатывается следующий паттерн: в мире все сложно, хаотично, решения принимает кто-то там наверху, от меня ничего не зависит, но вот стрелку на весах я вполне могу контролировать. Таким образом, тревожность немного отступает». 

«У некоторых женщин диагностируется склонность к зависимости, которая идет от самого страха стать зависимой. Немного парадоксальный пример. В практике был случай, когда женщина пыталась таким странным образом доказать, что ни от чего не зависит, что она сильнее любой зависимости – даже базовой потребности питаться. Бывает еще, что нарушениям способствует понимание приватности при употреблении пищи. Когда потребность в уединении не может быть полноценно удовлетворена, доходит до того, чтобы съесть свой кусочек именно тогда, когда никто не видит», — уточняет диетолог.

По словам Светланы Косаревой, лечение РПП непростое и длительное. Лучше, если пациента наблюдают сразу несколько специалистов: клинический психолог или психотерапевт, врач общей практики, гастроэнтеролог, невролог. Целью исцеления являются как физиологическая стабилизация веса, нормализация пищеварения, так и психическая уравновешенность, преодоление зацикленности на еде и ее переваривании. 

«Очевидно, что РПП всегда возникает из-за совокупности факторов. Не стоит здесь искать виновных, важно искать помощи специалистов. Чем раньше за ней обратитесь, тем больше шансов не запускать коварное расстройство», — подытожила специалист. 

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова