Американский президент Дональд Трамп после поездки в Израиль и Египет и подписания всеобъемлющего документа по мирному урегулированию конфликта вокруг сектора Газа заявил, что государства Ближнего Востока теперь должны объединиться и довести дело до конца

«Страны, которые так долго и тяжело боролись за регион, должны объединиться и довести дело до конца. Газа — это только часть. Более важно — мир на Ближнем Востоке», — написал глава Белого дома в социальной сети, возвращаясь в США.

При этом Трамп добавил, что «добился многого» и много поработал, получив «ни с чем не сравнимый опыт».

Медиатехнолог Павел Кухаркин в беседе с изданием «Пятый угол» отметил, что на фоне глубоко укоренившихся исторических обид, геополитических интересов, нерешенного палестинского вопроса и постоянного внешнего вмешательства, достижение «прочного и устойчивого мира» на Ближнем Востоке кажется крайне сложной задачей, если не утопической, по крайней мере в обозримом будущем. Мирные инициативы, подобные тем, что предложил Трамп, могут приносить временное затишье или менять конфигурацию альянсов, но они не устраняют фундаментальные причины конфликта.

По мнению эксперта, корень проблемы находится как раз в Соединенных Штатах и Британской империи, которая, когда уходила из различных регионов, лишалась своих колоний, заложила везде потенциальные конфликты, территориальные и религиозные претензии друг к другу. 

«Главная причина того, что на Ближнем Востоке периодически вспыхивает конфликт, это непризнание палестинского государства. Именно Палестина должна была быть сформирована в 1947 году, но и по сегодняшний день этого не произошло. Именно здесь находится «мина замедленного действия», которая может в любой момент вспыхнуть. Вне зависимости от того, у власти будет Трамп, или демократы, Израиль является их главной военной базой на Ближнем Востоке. Израиль имеет большое количество лоббистов, включая самое ближайшее окружение Трампа, даже личное, семейное. 

Даже Джо Байден (экс-президент США, — прим. ред.), когда был молодой и бодрый, говорил, что инвестиция в военную мощь Израиля — это самая лучшая инвестиция, которую могли сделать Соединенные Штаты в истории. Поэтому сейчас в рамках пиара Трамп может заявлять о бесконечных каких-то мирных соглашениях, о постоянном устойчивом мире, но только реальность показывает, что все такие договоренности временные. И в любой момент все может снова повернуться вспять», — считает Павел Кухаркин.

Социальный архитектор, управляющий партнер Агентства стратегических коммуникаций Василий Боков назвал сделку по сектору Газа неплохим дипломатическим достижением, результатом сложных и многосторонних договоренностей в непростой ситуации. Эти переговоры потребовали личных связей Дональда Трампа, финансовых рычагов и угроз, символического капитала Америки. 

«Сделка бережет человеческие жизни, и хотя бы только поэтому должна оцениваться позитивно», — сказал политолог.

Однако, как отметил Боков, разговоры о надежном мире в регионе, пока преждевременны, так как не решены некоторые фундаментальные вопросы. Во-первых, это вопрос о палестинском государстве — противоречия никуда не делись, и в этом свете остановка военной операции выглядит как временное перемирие, а не конец войны. Во-вторых, градус последних событий был слишком высок, и ни одна из сторон пока не готова к публичному компромиссу — ни Нетаньяху, ни представителей ХАМАС в Шарм-эш-Шейхе не было, а как объединяться без их участия — вопрос. В-третьих, споры о том, кто будет управлять Газой, кто и за счет каких средств будет ее восстанавливать, может привести к тому, что конфликт может разгореться вновь. 

Кроме того, по словам Бокова, крупные игроки региона накопили большое количество противоречий и все более явно заявляют о своей геополитической субъектности, желая влиять на ситуацию больше, чем раньше. Происходит борьба за региональное лидерство, и этот процесс еще очень далек от завершения. 

«Да, Трамп решает задачу позиционирования себя как миротворца. Для него лично оказалось очень важным показать эффективность своего стиля управления, потому что громкие заявления в стиле поста в соцсети без ощутимых результатов уже начали становиться предметом иронии. А могущество США в мире во многом основано именно на символическом капитале, которому такая ирония противопоказана. Но, даже получив достаточно серьезный тактический результат в виде сделки, Трамп все равно остается внутри своего стиля, потому что сама по себе формулировка «Третья мировая война на Ближнем востоке» содержит противоречие, — какая же она тогда мировая? — и свидетельствует о его любви к красному словцу. В такой модели сложные системные фундаментальные проблемы не решаются», — резюмировал Василий Боков.

Востоковед Кирилл Семенов высказал мнение, что дальнейшие переговоры могут заблокироваться: ХАМАС откажется от разоружения, а Израиль — от вывода войск из Газы. В этом случае новая эскалация возможна в любой момент.

Эксперт в области международных отношений Саймон Ципис считает, что ближневосточное перемирие окажется кратковременным. Он связывает это с избирательным циклом в США: промежуточные выборы в Конгрессе в 2026 году и президентские — в 2028 году. 

«Приход к власти демократов может спровоцировать возобновление конфликта», — сделал вывод эксперт.

Дмитрий Тарасов

Автор статьи

Дмитрий Тарасов