Фото: freepik
Российские чиновники обещают уже в следующем году результаты в «замедлении старения», однако эксперты относятся к этому скептически
Российские власти и ученые последние недели активно обсуждают работу по повышению продолжительности жизни в стране. Звучит много обещаний.
Так, накануне Нового года министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко признал, что «создать универсальную таблетку от старости пока будет достаточно сложно. Она должна в первую очередь, наверное, включать вопросы регуляции иммунной системы».
При этом он заверил, что «направление по долголетию сегодня активно финансируется в нашей стране и за рубежом, поскольку увеличение продолжительности жизни и, главное, здоровой жизни является таким, в общем, принципиальным для человечества». Более того, по его утверждению, в России уже есть успехи в увеличении продолжительности жизни. Проблема в том, что тут речь идет не о борьбе с одним симптомом или заболеванием. Учесть нужно аутоиммунные болезни, сахарный диабет и др.
Параллельно премьер-министр Михаил Мишустин утвердил план мероприятий на 2025-2030 годы по реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2030 года. В документе, в частности, есть пункт о необходимости проведения научных исследований, направленных на определение биологического возраста граждан и предотвращение возрастассоциированных заболеваний. До 2030 года необходимо провести четыре таких исследования.
«Первые практические результаты в замедлении старения вице-премьер РФ Татьяна Голикова пообещала в 2027 году. Об этом она сказала в ходе совещания премьер-министра РФ Михаила Мишустина с вице-премьерами. При этом подробности вице-премьер не привела.
СМИ утверждают, что под кураторством московского университета имени Н. И. Пирогова уже началась разработка «волшебной пилюли» от старости — этим занимаются лучшие генетики, биофизики и специалисты по медицинской кибернетике страны. По их словам, новая методика «Диагональная интеграция» поможет искать маркеры старения и точно измерять биологический возраст. Ожидается, что клинические испытания препарата от старости начнутся в ближайшие три года. Если ученые успешно завершат их, то средний возраст россиян может достичь 120 лет, а трудоспособный возраст — 90.
Недавно ведущий специалист проектного офиса Волгоградского государственного медицинского университета Виталий Ковалев заявил в своем телеграм-канале «Биополитика», что «первые люди, которые проживут 150 лет, уже родились. Возможно, это кто-то, кому сейчас 20, 30 или даже 40 лет».
Специалист делится впечатлениями о то, что много встречается скептиков, которые утверждают, что «старение – сложный необратимый процесс, подчинить который науке в сколько-то обозримом будущем не удастся. Но это заблуждение. Точно так же, как и широко обсуждаемая сейчас (в том числе на уровне глав государств) перспектива жить до 150 лет – это не фантастика. Уже сегодня в лабораториях ведётся работа над созданием соединений, которые в теории позволяют это сделать. Задача ближайших 20 лет — превратить теорию в безопасную практику».
Кандидат экономических наук Михаил Беляев, оговорившись, что медикам, «конечно, виднее», высказал мнение, что при обсуждении перспектив увеличения продолжительности жизни, скорее всего, речь должна идти о необходимости вести здоровый образ этой самой жизни.
«Фармакологическим компаниям выгодно заниматься поиском такой пилюли, раскручивать ее и продавать. Но я в высшей степени скептически к этому отношусь. Лучше просто повышать жизненный уровень трудящихся и бороться со стрессами. Заниматься пропагандой этого, делать это модным. Один из главных стрессов — это переживания по поводу уровня жизни, доходов и других перспектив. Здесь самый главный успокаивающий момент. А государству это и дешевле будет, чем искать пилюлю долголетия...», — рассуждает эксперт.
Ранее «Московская газета» рассказывала о работе на базе Российского университета дружбы народов Научно-исследовательского института молекулярной и клеточной медицины — места интеграции науки и образования.