Разумная жизнь на планетах Солнечной системы и за ее пределами – тема, волнующая не одно поколение людей. Интересен взгляд современных ученых, занимающихся исследованиями в области эволюции космических систем. Дмитрий Вибе, астроном и популяризатор науки, доктор физико-математических наук, профессор РАН поделился взглядом на условия появления жизни за пределами нашей планеты
По его мнению, прежде чем заниматься изысканиями внеземной жизни, сначала надо ответить на вопросы – как и в каких условиях появилась и существует жизнь на Земле, каковы условия появления разумной жизни. Затем уже надо ставить задачи поиска похожих условий во Вселенной или искать возможность существования других форм жизни. Взгляд на жизнь как «форму существования белковых тел» сейчас считается устаревшим, так как исследования показывают более широкое ее понимание. Некоторые ученые даже критикуют такой взгляд за ограниченность, называя его проявлением «земного и углеродно-водного шовинизма».
Как отмечает эксперт, условиями для комфортного существования жизни являются: источник энергии, химическая основа, некий растворитель и некая поверхность. Но химические предпосылки появления жизни есть не только при наличии двух последних: «Например, вода и органические соединения очень распространены во Вселенной вообще и в Солнечной системе в частности. А органический синтез не должен начинаться с нуля, он начинается еще до формирования звезды и планетной системы вокруг неё».
По словам астрофизика, обнаруженные материалы с поверхности Марса доказывают наличие в них молекул органических соединений. Органика есть и в межзвездном пространстве. Здесь наибольший интерес представляют метеориты, так как они обладают рыхлой структурой, богаты связанной водой и содержат несколько процентов углерода. «Органические» метеориты пока составляют 4-5 процентов от общего числа всех, обнаруженных на Земле.
Еще в начале XIX века французский химик Жак Луи Тенар установил наличие углерода в метеоритах. В частности, речь шла о метеорите, упавшем в марте 1806 года недалеко от французского города Алес и получившего отсюда свое название. В 1864 году сенсацией стал еще один метеорит Оргей, находившийся ранее в музее другого французского города Монтобана. Внутри него обнаружили семена растения, правда потом выяснили, что некий шутник подбросил их внутрь раскола. Тем не менее, ученые уже не сомневались в наличии углеродных соединений, ведь методы химического анализа усовершенствовались. Наконец, почти через сто лет, в 1969 году на метеорите Мерчисон, упавшем в Австралии, нашли аминокислоты. Было доказано, что они имеют состав, отличающийся от молекул с Земли, следовательно они не появились в процессе прохождения метеорита через земную атмосферу.
Сегодня астрофизики полагают, что в Солнечной системе есть тела с перспективой обнаружения на них примитивных форм жизни. Однако, никаких весомых доказательств того, что жизнь действительно там существует, пока нет. Есть некие биомаркеры, свидетельствующие о возможностях существования живых организмов на планетах ближних и дальних. Это газ атмосферы –молекулярный кислород или метан. Также это могут быть некоторые свойства поверхностей, например, так называемый «красный край» или блики на поверхности океанов. Немаловажны и свойства периодичности, сезонных изменений на поверхностях или в газовом составе атмосфер. Все наблюдения ведутся с помощью различных методов, включая методы лучевых скоростей, транзитов, прямых изображений и т.п.
Несмотря на неясности, прогноз ученых скорее оптимистический.
«В космосе много органики, воды и большое количество планет, — говорит Дмитрий Вибе. — Есть землеподобные планеты, попадающие в зону обитаемости. На некоторых из них можно искать и находить биомаркеры. Вероятность успеха сложно оценить, но, если не станем искать, шансы на успех нулевые».