В последнее время в афишах библиотек, музеев, выставочных залов и клубов все чаще мелькает название «плейбек-театр». О том, что это за явление, для кого предназначено и какой эффект имеет, полезно узнать. Есть сведения, что количество плейбек-театров в России будет расти, а оригинальные спектакли помогут решить социальные проблемы общества

Название «плейбек» (с английского «игра назад») пришло из США, а основателем театрального направления является Джонатан Фокс, открывший свою театральную школу в Нью-Йорке в 1975 году.  Плэйбек-театр — это форма театральной  импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актеры тотчас же превращают их в художественные мини-пьесы. Установка актеров базируется на принципе: «Мы играем ваши истории, возвращая их вам».

Так как плейбек представляет собой разновидность психодрамы,  бытует мнение, что он выполняет терапевтические функции и способствует излечению психологической травмы зрителя. У плейбека много приверженцев  среди психологов гештальт и юнгианского направления. Однако сам Фокс не ставил задачу проводить на спектаклях сеансы психотерапии и утверждал, что чтение книги, посещение церкви и просмотр хорошего фильма может иметь точно такой же целительный, терапевтический эффект.

Ольга Савчук, актриса и руководитель плейбек-театра «НаВстречу», пояснила значение перфоманса: «Спектакль начинается с того, что зритель перед всеми рассказывает свою историю, делится тем, что в данный момент его волнует — это может быть воспоминание из детства, рассуждение, описание бытовой ситуации и т.д. Цели у всех разные: кто-то хочет облегчить душу, кто-то похвастаться, а кто-то получить общественное одобрение. Это уже важный момент: человек решается вынести личную историю на публику».  

Далее актеры обсуждают условный сюжет, и возвращают историю, разыгрывая ее на сцене. Куда приведет коллективная импровизация, заранее угадать невозможно – это искусство рождается сиюминутно, действие происходит здесь и сейчас, оно неповторимо. Так как эмоции и чувства стоят на первом месте, плейбек использует пантомиму, минимум текста и живую музыку.

По словам Ольги Савчук, эффект для каждого зрителя может быть разным: «Для одного это шанс увидеть свою историю со стороны и осознать ее. Кому-то плейбек помогает почувствовать общность с другими людьми, создать настроение. Кто-то через проигрывание ситуации обнаруживает новые нюансы».

Коллектив театра «НаВстречу» состоит из семи человек, это люди разных профессий и социального статуса. Они выступают на камерных площадках, проводят открытые репетиции, раскрывая свою кухню и формируя круг поклонников. В настоящее время подобные театральные труппы есть уже в 100 странах мира, чаще встречаются в крупных городах. Все плейбекеры обучаются по специальным алгоритмам, получают сертификаты. В России работают семь официальных тренеров, в свою очередь прошедших обучение в США у Фокса.

Участники плейбек-театра считают, что у этого направления большое будущее. «В моей жизни многое поменялось с тех пор, как я стала плейбекером, — делится Ольга Савчук. — Раньше я даже и представить себе не могла, что выйду на сцену, боялась выступать даже на родительских собраниях. А сейчас вот думаем сделать перфоманс на тему «Современная школа: диалог родителей и учителей» — сейчас количество недовольных и с той, и с другой стороны растет. Театр учит пониманию и приятию любой точки зрения. Уровень эмпатии заметно вырос».

Таким образом, плейбек-театр может выполнять задачи целевых групп и даже решать острые  социальные проблемы. В Москве, например, элементы театра взяли на вооружение HR-специалисты, проводя тренинги с использованием плейбек-упражнений для «обкатки» новых компетенций сотрудников. Недавно состоялся международный онлайн-перфоманс с участием англоязычных актеров и плейбекеров Китая, оказавшихся в зоне карантина. Более 80 участников разыграли истории людей из «замкнутых пространств», и тем самым помогли снятию социальной напряженности.

Анна Кова

Автор статьи

Анна Кова