Психолог считает, что эгоизм и альтруизм совместимы

Выросшим в Советском Союзе хорошо знакома формула «Общественное превыше личного». Сегодня доминирует скорее противоположная установка: индивидуализм и потребление. Даже российская Конституция закрепляет в качестве высшей ценности права и свободы человека. Таким образом, за время эволюции сложились две на первый взгляд противоположные модели поведения: альтруизм и эгоизм.

Клинический психолог, основатель школы психологического боя «Валаал» Валерий Ивановский дал интервью «Московской газете», в котором рассказал, так ли серьезно на самом деле противопоставление этих мировоззренческих картин. Специалист напомнил, что в ходе развития человека прежде всего закрепились те рефлексы поведения, которые были необходимы для выживания и продолжения рода. Логично, что на этом этапе индивидуализм был естественной формой мировоззрения.

Позже появился так называемый социум, и появилась задача выживания не отдельного человека и его партнера, а всего общества. По мнению Валерия Ивановского, это произошло потому, что в обществе отдельному индивидууму выжить легче, чем в одиночку. При этом приоритет социального не отменил биологическое развитие человека.

Стало понятно, что без определенных социальных институтов (правоохранительная система, армия, продовольственная система) погибнет социум в целом. Поэтому и появились установки, где общественное становится важнее, чем личное: если отказаться от немногого, можно сохранить общество в целом. Об этом же говорят и многие религии. Это, считает Ивановский, понятия, принадлежащие не столько морали, сколько эволюции: истории известны примеры исчезновения целых государств. Потому и социальное существование имеет больше преимуществ, нежели индивидуальное — без него было бы невозможно развитие всей цивилизации.

При этом, как отмечает Валерий Ивановский, тенденции к индивидуализму, появившиеся в середине ХХ века, не противоречат социальным. Все дело в том, что и природе, и обществу свойственен периодический распад на простые составляющие, из которых впоследствии возникает что-то более сложное. И современные представления уже мало похожи на те, что были общепринятыми в обществе первобытного периода. В конечном итоге человечество придет к более эффективной и сильной модели организации самого себя.

Эксперт привел в пример США, где, с одной стороны, велико стремление к личной свободе и комфорту, богатству, а с другой — работает одна из лучших в мире социальных систем и огромное количество правил, которые необходимо соблюдать. Это, считает Ивановский, служит доказательство того, что индивидуализм может не противоречить обществу, тем более что развитию общества способствуют именно отдельные личности — достаточно вспомнить великих изобретателей и ученых.

В обществе такие индивидуалисты, приносящие ему пользу, пользуются гораздо большим уважением, чем те, кто озабочен только лишь собственным обогащением. Отсюда же и тяжелые депрессии у людей, которые долгое время стремились только к личному достатку: отсутствие общественного признания приводит к сильному недовольству своей жизнью.

В целом же, уверен психолог, ничего страшного не происходит. «Человечество уже прошло огромный путь, на котором было множество проб различных социальных устроений. И весь накопленный опыт, думаю, сейчас заставляет нас перейти на некую качественную ступень. Поэтому ничего страшного не происходит: мы просто становимся мудрее и идем дальше», — заключил Валерий Ивановский.

Дмитрий Маркин

Автор статьи

Дмитрий Маркин